Особенности профессионально-психологической подготовки сотрудников таможенных органов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Федеральная таможенная служба уделяет большое внимание психологической работе. Сегодня в структуре каждого регионального таможенного органа существует должность психолога. О роли психологической службы в работе таможни говорится в пресс-релизе Южного таможенного управления27 лет назад в структуре ФТС России появилась психологическая служба, а в штат региональных таможенных управлений, в том числе Южного, были введены должности психологов. Сегодня деятельность таможенных психологов полноправно включена во все направления кадровой работы и имеет практическое значение в решении многих вопросов.Одним из значимых направлений психологической работы является отбор кандидатов на службу в таможенные органы региона.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы профессионально-психологической подготовки сотрудников таможенных органов РФ 6
1.1 Понятие и значение профессионально-психологической подготовки сотрудников таможенных органов 6
1.2 Психологическая характеристика таможенного коллектива 19
1.3 Роль психологических качеств и профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов 26
2 Анализ профессионально-психологической подготовки сотрудников таможенных органов РФ 34
2.1 Требования и отношения сотрудников таможенных органов к психологическому обследованию 34
2.2 Формирование компетентности будущих сотрудников таможенных органов, как основной фактор социализации 41
2.3 Анализ эффективности профессионально-психологической подготовки специалистов 47
3 Пути совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников таможенных органов 58
3.1 Содержание деятельности сотрудников психологической службы 58
3.2 Рекомендации по совершенствованию профессионально-психологического климата в таможенных органах 68
Заключение 77
Список использованных источников 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 274-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79 «О государственной гражданской службе РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 25.08.2021) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р <Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года> [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Профессиональное обучение должностных лиц таможенных органов антикоррупционной направленности направлено на стимулирование антикоррупционного поведения, распространение антикоррупционных идей и взглядов с целью формирования антикоррупционного мировоззрения, развития антикоррупционного правосознания личности, ее ориентации на общественно полезное поведение.Криминологи пришли к выводу о чрезвычайно высокой латентности коррупционных преступлений. Это связано с тем, что основная масса людей не рассматривает коррупционное поведение должностных лиц таможенных органов в качестве преступного или особо предосудительного. Должностная преступность, в частности взяточничество, в таможенных органах чаще воспринимаются как обоюдовыгодная сделка, в которой каждая сторона добивается реализации собственных интересов, что обуславливает незаинтересованность каждого из участников преступлений в выявлении и изобличении «контрагента».Подобные трансформации, по мнению М.В. Мурашко [36, с. 68], в психологии общества и, соответственно, государственных служащих, утрата значительной частью населения общепризнанных нравственных и правовых идеалов в сфере социального общежития, низкий уровень правовой солидарности населения с уголовным законодательством являются дополнительной питательной почвой для самодетерминации должностной преступности в сфере предоставления государственных услуг.