Профилактика никотиновой аддикции у подростков в образовательном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья детей и подростков является важнейшим условием для предотвращения зависимостей, которые негативно влияют на здоровье будущего поколения.
Аддиктивное поведение – серьезная социальная проблема. Если не контролировать ее проявления, это может привести к таким негативным последствиям, как:
• снижение работоспособности;
• конфликты с окружающими;
• совершение преступлений.
Уровень проявления зависимостей является одним из индикаторов состояния экономической, политической, социальной и духовно-нравственной обстановки в обществе. В нашей стране данная проблема имеет особую актуальность, поскольку современное общество сталкивается с кризисными явлениями во многих сферах жизни, сопровождающимися резкой сменой привычных стереотипов и нестабильностью экономического положения, а также неустойчивой ситуацией на рынке труда. Эти факторы вызывают потерю чувства безопасности среди значительной части населения и создают реальные проблемы неуверенности и страха перед реальностью среди взрослых, что негативно сказывается на детях и подростках, стимулируя их стремление уйти от суровой де
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДДИКЦИЙ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.1 Аддиктивное поведение: причины возникновения, сущность и факторы его развития 7
1.2 Никотиновая зависимость в подростковом возрасте как вид девиантного поведения 15
1.3 Отечественный и зарубежный опыт никотиновой зависимости 23
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1 Сущность профилактики табакокурения 31
2.2 Организация профилактики табакокурения 34
2.3 Экспериментальная работа по изучению проблемы табакокурения у школьников подросткового возраста общеобразовательного учреждения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2018. – 164 с.
2. Александров, А.А. Изучение распространенности курения среди подростков - основа разработки мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний / А.А. Александров // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2021. – № 1. – С. 65-69.
3. Александров, А.А. Курение и его профилактика в школе : Метод. пособие для учителей и родителей / А. А. Александров, В. Ю. Александрова. – М. : Медиа сфера. – 1996. – 96 с.
4. Александров, А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 55-61.
5. Анташева, Ю. Жизнь без сигарет это реально? / Ю. Анташева // Первое сентября. Здоровье детей. – 2020. – № 19. – С. 42-45.
6. Ванина, А.Д. Математика о вреде курения / А.Д. Ванина // Сборник «Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право». Московская научнопрактическая конференция «Студенческая наука». Под общей редакцией: Ф.Л. Шарова. – 2016. – С. 244-248.
7. ВОЗ: Количество курильщиков во всем мире сокращается // Рамблер [Электронный ресурс]. – Москва. – 2021. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/scitech/47588632. – Дата доступа : 25.01.2022.
8. Вред курения для подростков // Russlav.ru [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : http://www.russlav.ru/tabak/kurenie_podrostkov.html. – Дата доступа : 20.03.2022.
9. Вред табакокурения // Курс Здоровья [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http://kurszdorovia.ru/vred/kurenie/vred-tabakokurenia/. – Дата доступа : 20.03.2023.
10. Говор, Т. Помощь трудному подростку / Т. Говор // Первое сентября. Школьный психолог. – 2020. – № 21. – С. 4-8.
11. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность : Учеб.-науч. изд. / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин ; С. – Петерб. социол. ин-т РАН [и др.]. – СПб. : Мед. пресса, 2021. – 197 с.
12. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия». – 2018. – 288 с.
13. Зуева, Т. Профилактика табакокурения / Т. Зуева // Воспитание школьников. – 2019. – № 7. – С. 26-30.
14. Клейберг, Ю.А. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив // Материалы Регионального научно - практического семинара, Тверь, 2018. – 151 c.
15. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психологическая диагностика, профилактика и коррекция – СПб.: Питер. – 2021. – 480 с.
16. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. – 2020. – № 3. – С. 8-15.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – 5-е изд. – М.: УРАО. – 2019. – 176 с.
18. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум. – 2020. – 70 с.
19. Маркова, А. Профилактика курения у подростков / А. Маркова // Здоровье детей – Первое сентября. – 2021. – № 7. – С. 51-54.
20. Мельник, Э.В. О природе болезней
Поэтому крайне важно обеспечить подросткам возможности получения помощи и поддержки, когда это необходимо [3, c. 96].
С уверенностью можно сказать, что не только взрослые, но и подростки знают о релаксирующем эффекте никотина на организм человека. Никотин считается доступным и эффективным средством для борьбы со стрессом, помогая курильщику контролировать свои эмоции. Он способен одновременно успокаивать и бодрить [4, c. 57].
Влияние сверстников и компании, в которой находится подросток, является еще одной причиной, почему он начинает курить. Многие подростки начинают курить под давлением своих друзей, чтобы соответствовать общепринятой норме. Влияние такой неформальной группы на поведение подростка зависит от его индивидуальных психологических особенностей, а также от структуры и социальной направленности группы. Кроме того, роль играет также позиция подростка в сложной иерархии внутригрупповых отношений, например, лидерство или ст