Сны в творчестве Ф.М. Достоевского опыт системного описания мотива

Скачать дипломную работу на тему: Сны в творчестве Ф.М. Достоевского опыт системного описания мотива. В которой определена специфика сна в творчестве Ф.М. Достоевского. Изучены функции и значения мотива сна в литературе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.07.2025
Объем файла
140 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Сон – один из устойчивых художественных приемов, к которому обращались писатели разных эпох литературной истории, стремясь реализовать свои художественные задачи. Так, например, романтическому типу мышления свойственно стремление к идеальным установкам мироощущения: «резкое несоответствие мечты и жизни, в результате которого мечта остается нереализованной, а жизнь чуждой «сладким грезам и возвышенным снам»» [Ванслов, 1966, с.55]. Функции литературного сна разнообразны. Например, античные авторы вводили в свои произведения вещие сны. В эпоху средневековья сон связан прежде всего с жанром видения. Интерес к снам актуализируется в разных направлениях литературы, поскольку они позволяют понять характеры героев, причины их поступков, отношение к окружающим и к самому себе.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Теория мотива в современном отечественном литературоведении8
1.1 Мотив в структуре литературного произведения…..…………….......8
1.2 Сон в перспективе теории мотива10
1.3 Виды и функции сна в литературе14
Выводы по главе 116
2 Мотив сна у Ф.М. Достоевского18
2.1 Эстетика сноведений в творчестве Ф.М. Достоевского18
2.2 Семантика сна в творчестве Ф.М. Достоевского……..……………..24
Выводы по главе 239
Заключение42
Список использованных источников56

Список использованных источников
Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей в 2 томах / Ю. И. Айхенвальд. – Москва : Юрайт, 2022. – Т. 2. – 346 c.
Бурцев, А. А. Проблема характера в рассказах С.Моэма / А. А. Бурцев // Журнал Филологические науки. – 1991. – № 3. – С. 80–86.
Бурганов, А. Н. Выставка «Искусство и сновидение». Впечатления художника: [монография] / А. Н. Бурганов – Москва : ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1993. – 147 c.
Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. – Санкт-Петербург : Азбука - классика, 2001. – 512 c.
Ботникова, А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова. – Москва : Аспект Пресс, 2005. – 352 c.
Байрамова, К. В. Мотивы и поэтика сна в лирике А. Блока : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Байрамова Карина Владимировна ; Дагестанский государственный университет. – Махачкала, 2003. – 191 c.
Ванслов, В.В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. – Москва : Искусство, 1966. – 397 c.
Гареева, Э. А. Ранний немецкий романтизм как синтез конечного и бесконечного / Э. А. Гареева // Журнал Вестник ВЭГУ. – 2010. – № 3. – С. 63–67.
Габитов Р. М. Философия немецкого романтизма: [монография] / Р. М. Габитов. – Москва : Наука, 1989. – 109 c.
Дмитриев, А. С. Немецкая литература: Романтизм / А. С. Дмитриев ; под редакцией Н. А. Соловьевой. – Москва : Высшая школа, 1991. – С. 637. – URL: http://www.ae-lib.org.ua/texts/dmitriev__german_romantism__ru.htm (дата обращения: 28.03.2022).
Дынник, М. Сон как литературный прием / М. Дынник // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х томах ; под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. – Москва : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2. – С. 645–649.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах / Ф. М. Достоевский // Двойник. – Ленинград : Наука, 1972. – Т. 1. – С. 109–229.

Исследователь О.М. Фрейденгберг раскрывает мотив через систему морфологического сюжета, где наблюдается связь с персонажем: «значимость, выраженная в имени персонажа и, следовательно, в его метафорической сущности, развертывается в действие, составляющее мотив: герой делает то, что семантически сам означает» [Там же, с.21].Другая точка зрения определения понятия мотива отражена в критикеВ.Я. Проппа, который считал критерием неразложимости мотива логическое отношение, которое привело к разрешению целостности мотива. У В.Я. Проппа мотив распадается «на тривиальные компоненты логико-грамматической структуры высказывания – на набор субъектов, объектов и предикатов, выраженных в тех или иных фабульных вариациях» [Там же с.26]. В работе «Морфология сказки» исследователь вводит «функции действующих лиц, которые представляют собой те составные части, которыми могут быть заменены «мотивы» Веселовского» [Там же, с.26]. Следующий исследователь Б.И. Ярхо считает, что мотив – это не повествовательная единица. Для него мотив - это «произвольное деление сюжета, производимое по тематическому принципу» [Там же, с.28]. Он приводит в пример произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где мотив «она читала Ричардсона» будет равен основному сюжетному эпизоду «дуэль между Ленским и Онегиным». Б.И. Ярхо отрицает существование мотива, это все лишь конструктор, который служит «для сравнения сюжетов между собой» [Там же, с.28].