Творческое воображение младших школьников
Введение
В последнее время большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческого воображения. При этом развитие творческого воображения человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Творческое воображение младших школьников в психологической литературе…………………………………………………………………..….5-24
Сущность понятия творческого воображения в современной психологии……………………………………...…………………….5-14
Особенности развития творческого воображения у младших школьников………………………………………………...………..15-22
Вывод по 1 главе……………………………………..………………………23-24
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого воображения у младших школьников…………………………………………………………………..25- 37
2.1. Организация и методы исследования творческого воображения младших школьников…………...……………………………...……..21-28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования творческого воображения младших школьников……….……………………………29-35
Вывод по 2 главе…………………………………………………………......36-37
Заключение……………………………………………………...……………38-40
Библиографический список источников и литературы……………………41-44
Приложение…………………………………………………………………..45-54
список источников и литературы
1. Алексеева, И.В. Упражнения, направленные на развитие творческого воображения учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/uprazhneniya-napravlennie-na-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-uchaschihsya-1384144.html(Дата обращения: 01.03.22 г.)
2. Веретенникова, Л. K. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебное пособие / Л. K. Веретенникова. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 84 c. — ISBN 978-5-4263-0957-9. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105924.html (дата обращения: 01.03.2022).
3. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. — 4-е изд. — Москва: Теревинф, 2019. — 48 c. — ISBN 978-5-4212-0554-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90066.html (дата обращения: 01.03.2022).
4. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. — 4-е изд. — Москва: Теревинф, 2019. — 48 c. — ISBN 978-5-4212-0554-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90066.html (дата обращения: 01.03.2022).
5. Володичева, Н. В. Творческое воображение младших школьников психолого-педагогический журнал гаудеамус, Т. 15, № 4, 2017.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 90, [2] с.: ил.; 20 см.; ISBN 5-09-003428-1: 60 к.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: синтез — это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа; аналогия - создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход от одних явлений к другим. При использовании этого метода сохраняются отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу; акцентирование - выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи и карикатуры; типизация - выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего); схематизация - это способ, при котором отдельные представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный рисунок); гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос); агглютинация - новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица) [12; c. 64]. Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов. По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.