Психологическая коррекция тревожности впервые осужденных женщин методом сказкотерапии

Скачать дипломную работу на тему: Психологическая коррекция тревожности впервые осужденных женщин методом сказкотерапии. В которой определен анализ итогов экспериментального исследования. Изучены особенности и условия формирования тревожности у впервые осужденных женщин.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.07.2025
Объем файла
300 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность темы исследования: быстрая динамика жизни и высокие требования общества к интеллектуальным, психологическим, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами собственное поведение в современном мире приводят к большим эмоциональным перегрузкам. По данным ФСИН, женщины составляют приблизительно 10 % от общего числа осужденных на территории Российской Федерации. В местах лишения свободы на осужденного влияет множество факторов, которые оставляют отпечаток на развитие личности. Под воздействием новой среды, других осужденных, собственных переживаний, факта изоляции, особенно если он длителен, меняются установки и жизненные цели, нравственные ценности и ориентиры, мотивы, которые представляют собой компонент личности человека. Все это способствует формированию тревожности и других эмоциональных расстройств (тоски, депрессии, ожидания и др.).
 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности впервые осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях
1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Причины и признаки возникновения тревожности………………………… …………………...8
1.2. Факторы формирования тревожности у осужденных женщин в местах лишения свободы …………………………………………………………………...16
1.3. Сказкотерапия как метод психологической коррекции эмоциональных состояний осужденных женщин……………………………………………………17
Глава 2. Исследование, направленное на изучение уровня тревожности у впервые осужденных женщин, содержащихся в исправительном учреждении
2.1. Общая характеристика объекта и методов исследования…………………25
2.2.Психологическая коррекция тревожности впервые осужденных-женщин методом сказкотерапии. «Индивидуальная программа психологической коррекции тревожности впервые осужденных женщин методом сказкотерапии»……………………………………………………………………...28
2.3.Анализ итогов исследования и интерпретация полученных данных……………………………………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………..40
Приложение

1. Азарина Т.А. За что мы любим сказки // Пралеска. – 2004. № 9. - С. 37-41.
2. Акопян Л. С. Тревожность и страхи женщин в местах лишения свободы // Л. С. Акопян // Вестник Самаровского юридического института // - 2015. – С. 115 – 119 
3. Александров Б. В. Психологические особенности личности осужденных, влияющие на адаптацию к условиям отбывания наказания // Прикладная юридическая психология // - 2021. – С. 27 – 34 
4. Андреева А. А. Психологические особенности личности осужденного // А. А. Андреева // Аллея науки // - 2020. – С. 570 – 575 
5. Болучевская В. В. Эмоциональные нарушения у заключенных, отбывающих наказание в колонии общего режима // В. В. Болучевская, А. А. Мароква, М. А. Среда // Форум, серия: гуманитарные и экономические науки // - 2018. – С. 133 – 136 
6. Бородич И.Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе: учебно-методическое пособие/И.Ю. Бородич. – Барановичи: РИО БарГУ, 2007. – 113 с.
7. Вардянан Ю.В. Исследование самоконтроля, агрессивности и тревожности в  структуре саморегуляции осужденных // Ю. В. Варданян, Н. Р. Дорожкина // Евсевьевские чтения, серия: наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения // – 2015. – С. 42 – 47.
8. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
9. Габдреева Г.Ш. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 475 с. 

Наличие высокого уровня проявления личностной тревожности требует коррекции, а для этого нужно определить причины, способствовавшие проявлению тревожности. Важно рассмотреть, тревожность как личностное образование и свойство темперамента.Ситуативная тревожность зависит от внешних обстоятельств – текущих проблем и их переживаний. Показатели личностной и ситуативной тревожности взаимосвязаны и особенно эти отношения проявляются в ситуациях, которые ставят под угрозу личную самооценку [9].В. В. Давыдов считает тревожность индивидуальной психологической особенностью, которая характеризуется повышенной склонностью к беспокойству в различных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые не предполагают к этому.Таким образом, существует множество трактовок понятия, видов тревожности. В целом, тревожность можно рассматривать как психологическое явление, индивидуальную психологическую особенность личности, склонность человека к переживанию тревоги, состояние повышенного беспокойства. Определенный уровень тревожности имеет положительное влияние на личность, т.к мобилизует его силы для решения проблемы и преодоления препятствий, т.е тревожность выполняет конструктивную адаптационную функцию. Но также деструктивным проявлением тревожности является неспособность сосредоточиться, рассеянность, беспокойство, высокий уровень стресса.Все ученые сходятся во мнении, что для тревожной личности свойственны такие проявления, как беспокойство, излишнее напряжение, негативные предчувствия, а также повышенная активность вегетативной нервной системы. Тревога является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и, определяясь значимостью стрессогенного фактора, может иметь различную интенсивность и период протекания.