Формирование смысловой стороны чтения у учащихся с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В основном, исследователи сосредоточены на изучении технической стороны чтения, что подразумевает успешное понимание, но семантическая обработка текстовой информации при чтении является одним из самых сложных видов деятельности для освоения. По словам В.А. Левина, только 6% детей младшего школьного возраста понимают полный смысл правильно прочитанных текстов. Учителя-логопеды (Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцева и др.) отмечают, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности с пониманием смысла прочитанного. В связи с этим в последнее десятилетие активно развивалось направление изучения и коррекции смысловой стороны чтения у младших школьников с ОНР (Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская и др.), что свидетельствует об актуальности данной темы.В последние годы исследователи отметили увеличение числа детей с нарушениями чтения и письма в начальных школах, а также общее снижение уровня грамотности молодого поколения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1 Формирование навыка чтения в онтогенезе
2 Нарушение смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
3 Логопедическая работа по формированию смысловой стороны чтения у младших школьников с ОНР
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1 Цель, задачи, организация и методы исследования
2 Констатирующего этап эксперимента
3 Формирующий этап эксперимента
4 Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении / Т.А. Алтухова. - Белгород: БелГУ, 1998.-С. 116.
Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - No1 (18). - С. 31-35.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей (психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения) / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М., 1998. - 224 с.
Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин. // Собрание сочинений в семи томах. - М.: Русские словари, 1996. Т.5. - С. 159-208.
Белянин, В.П Основы психолингвистической диагностики / В.П. Белянин. - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
Беседы с учителем: третий класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вент-Графф, 2000. - 384 с.
Васильева, Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: дис... канд. пед. наук: 13.00.03 / Г.Н. Васильева. - М., 2004. - 147 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. соч. Т.4. -М., 1982.-453 с.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 654с.
Гальперин, П.Я. Текст как объект лингвистического исследования / П.Я Гальперин. - М., 1981. - 140 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2000. - 336 с.
Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стенли. - М.: Прогресс, 1976. - 496 с.
Анализ позиций автора позволяет сделать вывод, что чтение является личностным свойством учащегося и может рассматриваться как конечная цель и объективный показатель читательской деятельности младших школьников. Читательская деятельность нуждается в постоянной потребности обращаться к книгам, в сознательном выборе материала, в умении эффективно применять приобретенные знания, навыки и умения в процессе чтения.Читательская деятельность, которая выступает как разновидность речевой деятельности, В.А. Сухомлинский в своем исследовании, характеризует трехэтапной структурой.Первый этап представлен сложным взаимодействием потребностей в чтении, мотивов и целей. По содержанию этот этап читательской деятельности является целенаправленным и ориентированным на потребности.Второй этап чтения — это предварительное исследование, которое включает в себя выбор средств и методов для воссоздания чужого мышления, сформированного и сформулированного кем-то и организованного в письменной форме с помощью языковых средств. На этом этапе школьник на основе имеющихся знаний создает программу действий по работе с текстом и определяет необходимые стратегии чтения.Третий этап — исполнительно контрольный. На этом этапе выполняется чтение и работа с текстовой информацией [46].Т.А. Разуваева понимает чтение как «активный, целенаправленный, опосредованный речевой системой и обусловленный поставленными педагогическими задачами процесс восприятия, понимания, интерпретации и оценки прочитанной текстовой информации». Если при этом характер и особенности речевой деятельности зависят от языковых навыков человека (А.Н. Леонтьев), то выполняемая деятельность по чтению (как разновидность речевой деятельности) зависит от его навыков чтения [50].