Особенности эмоциональной сферы личности подростков из неполных семей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В течение длительного периода времени в нашем обществе эмоциональному развитию личности не уделялось должного внимания. Однако на современном этапе развития в психолого-педагогической науке наметился прогресс в данной области: все больше исследователей-практиков и теоретиков начинают обращать свое внимание на эмоциональную сферу личности, на ее значение для жизнедеятельности человека и, особенно, на значимость ее эмоционального развития именно в подростковом возрасте.
Изучение эмоционального развития подростков является одной из актуальных проблем психологии. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания особенностей строения и закономерностей развития эмоций.
Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощу
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛAВA 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 6
1.1 Психические особенности подросткового возраста 6
1.2 Характеристика эмоциональной сферы личности подростков 10
1.3 Специфика различий эмоциональной сферы подростков в зависимости от типа семьи 15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 22
2.1 Организация и ход исследования 22
2.2. Анализ особенностей эмоциональной сферы подростков из неполных семей 23
2.2.1 Анализ эмоциональной направленности у подростков из полных и неполных семей 23
2.2.2 Анализ склонности к сниженному настроению у подростков из полных и неполных семей 33
2.2.3 Анализ особенностей проявления агрессии у подростков из полных и неполных семей 41
2.3. Рекомендации для родителей и педагогов по оптимизации эмоциональной сферы у подростков из неполных семей 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Архипова, И.К. Диагностика психического развития ребенка/ И.К. Архипова. СПб.: Наука и Техника, 2008. – 256 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2010. - 523 с.
Бабаева, Е.А.Тревожность ребенка как фактор психологического неблагополучия / Е. А. Бабаева // Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольников и младших школьников: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Сибир. гос. ун-т физ. культуры и спорта [и др.]. – Омск. - 2007. - С. 171-173.
Баранова, Н.Победи свой страх / Н. Баранова // Культура тела. - 2004. - № 10.- С. 109-113.
Белова, С.С., Смирнова, О.М. Особенности решения социальных задач-дилемм старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей / С.С. Белова, О.М. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Том 20. - № 2. - С. 43–54.
Беляева, Л. А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков [Электронный ресурс] / Л. А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10 (112). – С. 162-165. - Режим доступа: httр://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/vliyаniе-zаnyаtiy-fiziсhеskоy-kulturоy-i-sроrtоm-nа-rаzvitiе-еmоtsiоnаlnоy-sfеry-liсhnоsti-роdrоstkоv. - (дата обращения: 14.12.2016).
Богдановская, И.М. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] / И.М. Богдановская, Г.Ю. Иконникова, Н.Н. Королева // Психологическая наука и образование рsyеdu.ru. - 2015. - Том 7. - № 1. - С. 1–11. Режим доступа: httр://рsyjоurnаls.ru/filеs/75625/01_Bоgdаnоvskаyа_рsyеdu_1_2015.рdf. - (дата обращения: 13.12.2016).
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Воронцов, А.Б. Судьба учебной деятельности в
Подростки данной подгруппы стремятся к неизвестному, ожидают чего-то необыкновенного и очень хорошего; им все кажется полным значительности происходящего. Им свойственно стремление проникнуть в сущность явления, они склонны испытывать чувства удивления, недоумения, ясности или смутности мысли, неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему, радость открытия истины.
Результаты исследования отражают потребность испытуемых данной подгруппы в гармонии с окружающим, которая представляет собой жажду красоты, чувства изящного, возвышенного, грусти, душевной мягкости, сладость воспоминания о давнем, горьковато-приятное чувство одиночества, наслаждение звуками.
Большинство подростков данной подгруппы получают наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, испытывают чувство веселья, приятную бездумную возбужденность на вечеринках и т.п. Они стремятся нечто многократно приобретать, н