Дополнительное образование художественной направленности: историческая трансформация, современное содержание и инфраструктура, образовательный и социальный потенциал
ВВЕДЕНИЕ
Современная социокультурная ситуация обуславливает поиск новых путей развития системы эстетического воспитания подрастающего поколения, разработку программ, содержание которых отвечало бы духовным и социальным потребностям общества. Формирование психологического здоровья ребенка, обеспечение эмоционального благополучия его личности, уверенности в себе, чувства защищенности, становятся сегодня задачами деятельности, в том числе, и учреждений дополнительного образования детей. Творчество детей и подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражения и самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого.
В учреждения дополнительного образования приходят дети разного статуса, разных финансовых возможностей семьи, а также дети, не имеющие специальных способностей для занятий. Для многих детей характерна общая зажатость (как физическая, так и психологическая), низкий уровень контактности, слабая эмоциональность.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Диагностика художественных способностей младших школьников. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года / URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3.2016.– URL: http:// www.art-education.ru / sites / default / files/journal pdf / akishina_9-17.pdf
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р. / URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р. / URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/
Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
Методика 3: Тест дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса
(Модифицированный п адаптированный вариант Тунник Е.Е.)(Приложение 4).
Тест использовался для подтверждения результатов проведённых методик. Оценивалась степень развития дивергентного мышления и способность к словарному синтезу.
Учащимся зачитывалась инструкция, согласно которой им нужно было закончить 12 рисунков, создав при этом оригинальные изображения.
На выполнение теста отводилось 25 минут.
Результаты теста оценивались по следующим показателям:
1. Беглость (Б) - продуктивность, определяется путём подсчёта количества рисунков, сделанных ребёнком, независимо от их содержания.
2. Гибкость (Г) - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка (от 1 до 11 баллов).
Четыре возможные категории:
-живое (Ж); механическое, предметное (M); символическое (C);
-видовое, жанровое (B).
3. Оригинальность (0) - местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок (от 1 до 3 баллов).