Свойства нервной системы и темперамента как спортивные способности и склонности

Скачать дипломную работу на тему: Свойства нервной системы и темперамента как спортивные способности и склонности. В которой определено влияние типа темперамента на успешность и заинтересованность в выбранном виде спорта. Изучены методы и методики, адекватные цели исследования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.07.2025
Объем файла
392 Кб
Количество страниц
97
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Темперамент является одним из наиболее значимых и популярных в современном мире свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования некоторых различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие некоторых психических различий между людьми, как то: модели поведения, типология личности, уровень индивидуальной креативности, интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная впечатлительность, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.Постоянные спортивные тренировки, направленные на достижение высоких результатов, требуют от занимающихся больших как физических, так и психических возможностей. 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы учёта типа темперамента в спортивной деятельности…………………………………………………………9
1.1. Сущностная характеристика темперамента ….…………………..………..….9
1.1.1. Понятие темперамент………………………….……………………...............9
1.1.2. История изучения темперамента………………..…...................………..…11
1.1.3. Характеристика основных типов темперамента.………………………......20
1.2. ВНД – как основа темперамента…………..……...………………………..…28
1.2.1. Типы высшей нервной деятельности………………....……………...…..…28
1.2.2. Психолого-физиологические характеристики типов
высшей нервной деятельности человека ................................................................31
1.3. Спортивные способности..................................................................................36
1.4. Свойства нервной системы и темперамента человека в спортивной деятельности…………………………………………………………….……...…..41
1.4.1. Типологические особенности нервной системы..…………………………41
1.4.2. Общепринятая градация свойств темперамента в спорте………….…..…43
1.4.3. Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности личности спортсмена………………………….………………………………....…47
1.4.4. Эффективные методы работы с разными типами темперамента…………………………………………..…………………………...50
1.4.5. Черты характера в спортивной деятельности…………………………...…53
Глава 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и вида спорта на примере учеников гимназии №3 для одаренных детей г. Павлодара………………….…………………………………………………....…59
2.1. Организация исследования………………………………………………....…59
2.2. Методы исследования…………………………………………………..…..…60
2.2.1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования……………………………………………………….……60
2.2.2. Метод беседы……………………………………………….……………..…60
2.2.3. Тестирование…………………………………………..……………..…........60
2.2.3.1. Тест для определения типа личности Г.Ю. Айзенка…………..…
2.2.3.2. Методика диагностики темперамента по Я. Стреляу……………..….…66
2.2.3.3. Вербальный тест И.П. Павлова…………….………..……………….…...73
2.2.4. Заключение психолога………………………………..…………………..…75
2.3.Обработка и анализ полученных результатов………………………………..76
Заключение…………………………………………………………………..…….83
Список литературы…………………………………………………………..…...84

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алиев,Э. Г Физическая культура в школе/ Э.Г. Алиев . // Научно - методический словарь. - 2008. - №4
Альфред, А. О нервическом характере / Под ред. Э.В.Соколова. – СПб: Университетская книга, 1997.
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин. – М . : ФКиС, 20000.
Вилюнас, В.К. Психологические мотивации механизмов человека / В.К. Вилюнас. – М . : МГУ, 1990.
Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А.Вяткин. – М . : ФКиС, 1978.
Горбунов, Г.Д. Психология спорта / Г.Д.Горбунов. – М . : ФКиС, 1986.
Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н.Данилова. – М . : Учебная литература, 1997.
Деребян, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность / В.С.Деребян. – Л . : Наука, 1980.
Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н.Дружинин. – М . : Академия, 1996.
Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С.Егорова. – М.: Планета детей, 1997.
Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. – Псков: Изд-во Псковского областного университета усовершенствования учителей, 1994.
Жбанков, О.В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и в учебном процессе / О.В.Жбанков, Д.С.Петров. – М . : Теория и практика физической культуры, 2003.
Загвязинский, В.Н. Методология и методы психолого–педагогических исследований / В.Н.Загвязинский. – М . : Академия, 2001.
Куримов, Ф.А. Формирование психофизиологических качеств у юных борцов 10-11 лет / Ф.А. Куримов, А.А.Рузнев .- М .:Физическая культура, 2003.
Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С.Мерлин. – М. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицын. – М. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.
Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – М . : Флинта: Наука, 2002.

В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей. Каждый человек уникален и индивидуален. Человек не рождается уже готовой личностью. Ею он становится постепенно. Уже с ранних лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства (взгляды, убеждения, черты характера), они образуют своеобразную почву, на которой в последствие в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. [18, 25]Такими присущими и устойчивыми человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента. Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека сильный или несильный темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения и т.п. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида [35].Следовательно, к темпераменту относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально своеобразные (приобретенные) психические свойства.У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, уравновешенно и даже медлительно. Они редко сменяются, движения скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность приобретает скачкообразный характер. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны.Таким образом, свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.