Состояние и проблемы зеленого каркаса города Краснодара
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день Краснодар – один из развивающихся городов, с увеличивающимся числом жителей (на 1 января 2020 года население составило 1022028 человек, со входящими в его состав сельскими населенными пунктами) [1]. С ростом города, развитием его промышленности становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. Урбанизация создает достаточно сложный комплекс проблем, среди которых одной из важнейших является экологическая проблема городской среды, а именно – загрязнение среды обитания [2].Поскольку в Краснодаре, как и в других городах наблюдается рост численности населения, в связи с чем необходимо проводить планирование основных объектов, в том числе и зеленых насаждений на территории города, чтобы ослабить антропогенное воздействие на природные комплексы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...........3
1 Обзор литературных источников………………………………………….…5
2 Факторы, влияющие на формирование зеленого каркаса…………………22
3 Варианты исследований……………………………………………….............37
4 Методика исследований………………………………………………….........46
5 Результаты исследований……………………………………………..…….49
Заключение………………………………………………………………….........59
Список использованных источников………………………………………...…60
Приложение А………………………………………...………………………….66
Приложение Б……………………………………………………………………69
Приложение В……………………………………………………………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Котлярова, Е.В. Научная концепция проектирования «зеленого каркаса» в городской среде как основа обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития урбанизированных территорий // Известия Ростовского государственного строительного университета. – 2018. – №2. – С.73 – 78.
2. Садковская, О.Е. Эко-кластеры как средство оптимизации городской среды. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.prinas.org/article/1001 (дата обращения: 4.05.2022).
3. Владимиров, В. В. Актуальность и предпосылки экологического программирования в районной планировке // Вопросы географии №113 / В. В. Владимиров - М.: Мысль, 1980 - С. 109-117.
4. Владимиров, В. В. Расселение и окружающая среда / В. В. Владимиров - М.: Стройиздат, 1982. - 228 с.
5. Каваляускас, П. Геосистемная концепция планировочного природного каркаса // Теоретические и прикладные проблемы ландшафтоведения: Тез. XIII Всесоюз. со-вещ. по ландшафтоведению / П. Каваляускас - Л.: ГО АН СССР, 1988 - С. 102-104.
6. Каваляускас, П. Системное проектирование сети особо охраняемых территорий // Геоэкологические подходы к проектированию природно-технических геосистем / П. Каваляускас - М.: ИГ АН СССР, 1985 - С. 145-153.
7. Сохина, Э. Н. Экологический каркас территории как основа системного нормирования природопользования // Проблемы формирования стратегии природопользования / Э. Н. Сохина - Владивосток; Хабаровск: ДВО АН СССР, 1991. - С. 194-200.
8. Николаев, В. А. Основы учения об агроландшафте // Агроландшафтные исследования. Методология, методика, региональные проблемы / В. А. Николаев - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 4-57.
9. Николаев, В. А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5, География №3 / В. А. Николаев - 2000 - С. 3-8.
10. Родоман, Б. Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов // Ресурсы, среда, расселение / Б. Б. Родоман - М.: Наука, 1974 - С. 150-162.
Понятие каркас происходит от французского слова carcasse - скелет. Его используют в различных областях науки и техники, в том числе термин каркас часто встречается в географии. При этом имеется довольно большое количество вариаций этого термина в зависимости от того, какой смысл вкладывают авторы.Одним из первых об экологическом каркасе как системе природных комплексов особой экологической ответственности упоминает В. В. Владимиров [3, 4], который подразумевает под ним узлы и оси сосредоточения наибольшей экологической активности и рекомендует с учетом него проводить урбоэкологическое зонирование территории. Похожий смысл вкладывает в концепцию природного каркаса П. Каваляускас [5, 6]. По его мнению, это зона «особой экологической ответственности», охватывающая наиболее важные в геодинамическом отношении ареалы.Концепцию экологического каркаса, перекликающуюся с работами В. В. Владимирова и П. Каваляускаса, развивают Э. Н. Сохнина и Е. С. Зархина [7]. Под экологическим каркасом Э. Н. Сохнина и Е. С. Зархина [7] понимают сомкнутую систему зон максимальных напряжений гео- и биопотоков территорий и их максимальных градиентов. Вкладывая системную основу в понятие экологического каркаса территории, они подчеркивали, что он имеет различные уровни иерархии: глобальный, региональный, бассейновый и локальный. Сочетание элементов каркаса для каждого иерархического уровня индивидуально. На региональном уровне к элементам каркаса были отнесены хребты с ярко выраженными барьерными функциями, места проявления неотектонических процессов, перепады рельефа, где сосредоточены максимальные напряжения гравитационного потенциала, крупные структурные швы, места концентрации основных транзитных водопотоков, зоны наибольшего напряжения ветровых потоков, выходы пород, особо подверженных геохимическому и физическому выветриванию, пути основных биомиграций и очаги видообразования. К элементам каркаса относятся как максимально уязвимые участки, так и уникальные.