Межпредметные взаимодействия при изучении биологически активных веществ и их влиянии на работу ЦНС человека
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) направлен на формирование у обучающихся активной учебно-познавательной деятельности. Кроме того, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен быть, в том числе осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. При этом метапредметные результаты освоения основной образовательной программы включают освоение обучающимися межпредметных понятий, способность их использования в познавательной и социальной практике [1]. К таким межпредметным понятиям относятся и сведения о биологически активных веществах.
К одиннадцатому классу учащиеся уже знакомы со многими биологически активными веществами (витаминами, гормонами, ферментами, аминокислотами, медиаторами, токсинами) как из курса химии, так и из курса биологии. Для установления более глубоких связей биологии и химии, развития цел
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Роль биологически активных веществ в регуляции физиологических функций ЦНС человека
1.1. Биологически активные вещества – общая характеристика и классификация
1.2. Роль биологически активных веществ в регуляции физиологической активности центральной нервной системы человека
Глава 2. Изучение биологически активных веществ в школьном курсе химии и биологии
2.1. Сравнительный анализ содержания школьных учебников химии в части изучения биологически активных веществ
2.2. Сравнительный анализ содержания школьных учебников биологии в части изучения биологически активных веществ
Глава 3. Программа внеурочной деятельности «Нервная система и биологически активные вещества»
3.1. Пояснительная записка
3.2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
3.3. Место курса в базисном учебном плане
3.4 Основное содержание курса
3.5 Тематическое планирование (Х ч внеурочной деятельности, из них Х ч отводится на вариативный компонент)
3.6. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
3.7. Рекомендуемая литература
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
2. Сальников Д.С. Химия биологически активных веществ : учебное пособие / Д.С. Сальников, Е.В. Кудрик, С.В. Макаров. – Иваново : ИГХТУ, 2019. – 92 с.
3. Фармакогнозия [Электронный ресурс]: учебник / Саякова Г.М., Датхаев У.М., Кисличенко В.С. - М. : Литтерра, 2019. – 225 с.
4. Салова Т.Ю., Громова Н.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО СЫРЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 3. – С. 39-43; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35820 (дата обращения: 11.04.2023).
5. "ВП-П8-2322. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Правительством РФ 24.04.2012 N 1853п-П8) [Электронный ресурс] – Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Гришин Д.В., Подобед О.В., Гладилина Ю.А., Покровская М.В., Александрова С.С., Покровский В.С., Соколов Н.Н. Биоактивные белки и пептиды: современное состояние и новые тенденции практического применения в пищевой промышленности и кормопроизводстве // Вопросы питания. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bioaktivnye-belki-i-peptidy-sovremennoe-sostoyanie-i-novye-tendentsii-prakticheskogo-primeneniya-v-pischevoy-promyshlennosti-i
7. Смирнов В.А. Аминокислоты и полипептиды: учеб. пособ. Ч. I./ В.А. Смирнов, Ю.Н. Климочкин. – Самара. Самар. гос. техн. ун-т., 2007. – 110 с.: ил. ISBN 978-5-7964-1057-4.
8. Слепченко Г.Б. Инструментальный анализ биологически активных веществ и лекарственных средств: Учебное пособие / Слепченко Г.Б., Дерябина В.И., Гиндуллина Т.М. – Томск : Изд-во Томского политех. университета, 2015. - 198 с.
9. Коваленко Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие / Л.В. Коваленко. – 5-е изд. – Москва : Лаборатория знаний, 2020. – 232 с.
10. Баренбойм Г.М., Маленков А.Г. Биологически активные вещества. Новые принципы поиска. – М. : Наука, 1986. – 368с.
11. Основы биохимии вторичного обмена растений : [учеб.- метод. пособие] / [Г. Г. Борисова, А. А. Ермошин, М. Г. Малева, Н. В. Чукина ; под общ. ред. Г. Г. Борисовой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун-та, 2014. — 128 с. – ISBN 978-5-7996-1296-2
12. Круглов Д.С. Классификация биологически активных соединений растительного происхождения в курсе фармакогнозии // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4693-4698.
13. Медицинская химия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Ю. Лисовенко ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2022 – 6,03 Мб ; 369 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/lisovenko-medicinskaya-chimiya.pdf. – Заглавие с экрана. – ISBN 978-5-7944-3788-1.
14. Харкевич Д.А. Фармакология : учебник / Харкевич Д.А. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 752 с.: ил.
15. Беляков В.И. Основы физиологии нейротрансмиттерных систем: учеб. пособие / В.И. Беляков; Федеральное агенство по образованию. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. – 80 с.
16. Земляков А.Е. Структура и свойства
Эта кислота является самым распространенным возбуждающим нейромедиатором в синапсах человека.
Рис. 6. Структурная формула гамма-аминомасляной кислоты
ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) – основной тормозный нейромедиатор ЦНС, является непищевой аминокислотой и синтезируется в нейронах из глутаминовой кислоты при участии фермента глутаматдикарбоксилазы [15].
Кофеин содержится в чае и кофе, является психомоторным стимулятором: уменьшает сонливость, улучшает работоспособность. Его действие связано с блокированием аденозиновых рецепторов. Кофеин является одним из самых известных алкалоидов [16].
Кроме БАВ, которые оказывают прямое действие на ЦНС, участвуя в химической передаче импульса, существует достаточное количество веществ, имеющих другие механизмы действия, такие как не