Изучение особенностей учебной мотивации студентов очной и заочной формы обучения
Введение
Актуальность исследования. Общество в данный период времени ускоренного темпа развития сфер науки, техники и др. Ускоренное развитие требует от людей повышения уровня общего развития, для комфортной интеграции в современные реалии мира. Современному обществу требуются люди с высоким уровнем профессионализма, инициативности, грамотности, предприимчивость и творческих способностей. Это напрямую касается сферы образования и требует реформ процесса обучения в целом, особенно это касается мотивационной стороны обучения. Как мы знаем, одно из главных в успешной учебной деятельности – это достаточно высокий уровень мотивации к обучению.
Проблема мотивации учения возникла в период, когда люди осознали, что молодое поколение нуждается в целенаправленном обучении, и начали воспринимать обучение – как специально организованную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме учебной мотивации студентов Вуза |
6 |
1.1. Определение понятий «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера личности» |
6 |
1.2. Подходы к пониманию процесса мотивации в психологии |
11 |
1.3. Факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности современного студента |
15 |
Глава 2. Эмпирическое исследование учебно-познавательной мотивации очной и заочной формы обучения ВУЗа |
26 |
2.1. Процедура проведения исследования |
26 |
2.2. Обработка, обсуждение и интерпретация результатов исследования |
29 |
ВЫВОДЫ |
39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
40 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
43 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А |
46 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б |
50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В |
51 |
Список использованной литературы
Автоматический расчет U–критерия Манна–Уитни – URL : (дата обращения 05.06.2023).
Асеев В. Г. «Мотивация поведения и формирования личности». – М.: «София», 1976 г. – 104 с.
Божович Л. И. «Избранные психологические труды». – М.: «Научные труды», 1995 г. – 422 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с. – (Большая университетская библиотека).
Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. «Возрастная и педагогическая психология» - М.: «Педагогическое общество России», 2003 г. –512 с.
Ждан А.Н. «История психологии от античности до наших дней»// Учебник для ВУЗов. Академический проект, 2004 г. –367с.
Зимняя И.А. «Педагогическая психология». – М.: «Педагогическая литература», 2002 г., – 384 с.
Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». – СПб.: «Питер», 2000 г. –502 с.
Ковалев В. И. «Мотивы поведения и деятельности». – М.: «Наука», 1988 г. – 192 с.
Конспект лекций по психологии Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова – Архангельск, ПГУ им. Ломоносова, 2004 г. – 608с.
Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. «Краткий психологический словарь.» – Ростов–на–Дону: «ФЕНИКС». –URL:1998/https://psychology.academic.ru. (дата обращения: 05.05.2023).
Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики».- М.: «Наука», 1972 г. – 290 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975 г. – 130 с.
Маккеланд Д.К. «Мотивация достижения». – М.: «Евразия», 1998 г. – 615 с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения». – М.: «Феникс», 1990 г. – 274 с.
Маслоу А. Г. «Мотивация и личность». – СПБ.: «Евразия», 1999 г. – 478 с.
Мильман В. Э. «Мотивация и творчество». – М.: «Мирея и Ко», 2005 г. – 165 с.
Он выделяет несколько основных методов стимулирования мотивации, среди которых материальные и нематериальные виды стимулов, повышение уровня самоуправления и участия в процессе принятия решений.
Так же изучались и мотивы творческой деятельности, Б.А. Фролов, анализируя мотивацию творческого труда, выделяет внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация ориентирует на развивающийся предмет исследования, внешняя – на достижение высоких результатов, успех и т.д.
Большое количество исследований проведено советскими психологами и по вопросам мотивов учения. Л.И. Божович, её сотрудники и последователи долгое время изучали мотивы школьников, данные исследования имели большое значение в развитии проблемы мотивации учения [11].
В.И. Селиванов рассматривает побуждение поведения в своих работах, а также связи мотивационной, волевой и познавательной сфер при саморегулируемом поведении.