Развитие специального и инклюзивного образования в Российской Федерации

Целью нашего исследования является обоснование целесообразности сопровождения некоторых категорий воспитанников с ОВЗ в форме специального образования, как наиболее соответствующего их индивидуальным особенностям и образовательным потребностям
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.08.2022
Объем файла
1778 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации определён и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Государство обозначило целевые ориентиры, направленные на повышение доступности и качества образования, модернизацию системы образования в целом.
В числе приоритетных направлений государственной политики в области развития образования является образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Важность этого направления подтверждается такими документами, как Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», принятый с учётом результатов, достигнутых в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. №761); Федеральный закон от 20.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017года №1642 с изменениями и дополнениями); паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. N16)).
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в более чем в 50% коррекционных школ (около 900 образовательных организаций) пройдет модернизация инфраструктуры. Модернизация затронет и инфраструктуру дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ  3
1. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
1.1 Общественное положение детей с нарушениями в развитии и принципы организации системы специальных учреждений в России конца XIX – начала XX веков.   9 
1.2 Система организации помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в СССР.          12
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБОСТЯМИ
2.1 Система организации помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации.          19
2.2 Система организации помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской федерации.    27
2.3 Нормативы комплектования дошкольных групп компенсирующей и комбинированной направленности и их кадровая обеспеченность.                31
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ      59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ             65

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ВОРДИ (РО Москва) и МГАРДИ: Мониторинг доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Москве на 2019/20 учебный год. Электронный ресурс: contact-autism.ru

2. Гринина Е.С. Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья// СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2019г. – 82 с. 

3. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.

4. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова и др.; сост. О.Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с.

5. Информационная справка о состоянии системы образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. в Москве на 1 сентября 2020 г. Электронный ресурс: mos.ru›upload/documents/files…ovz-01-09-2020.docx

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143с.

7. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Электронный ресурс]: сборник методических рекомендаций / отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2014. — 203 с. — (Инклюзивное образование).

8. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

9. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Министерство образования и науки РФ. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. 2017г. – 107 с.

10. Правдина О.В. Логопедия: Учебное пособие для дефектологических факультетов педвузов. М., «Просвещение», 1969. – 310с.

11. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.

12. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». – М.: Просвещение, 1989г. – 223с.

13. Хаустов А.В., Шумских М.А., Шведовский Е.Ф. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2018 году  // Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Москва, 2018г. – 20с. 

14. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации // Психолого-педагогические исследования 2021. Т. 13. № С. 3–17 

15. Аутизм. Федеральный ресурсный центр. Официальный сайт: autism-frc.ru

16. Гарант образование. Справочно-информационная система: edu.garant.ru

17. Гарант.РУ Информационно-правовой портал: garant.ru

18. Департамент образования и науки города Москвы. Официальный сайт: mos.ru/donm

19. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Информационный портал: legalacts.ru

20. Минпросвещения России. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации: edu.gov.ru

21. Образование в Москве. Информационный портал: obrmos.ru

22. Официальный интернет-портал правовой информации: pravo.gov.ru

23. Президент России. Официальный сайт: kremlin.ru

24. РИА Новости. Информационное агентство: ria.ru

25. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт: rosstat.gov.ru

26. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Информационный портал: fgos-ovz.herzen.spb.ru

Обратимся к содержанию Письма Минобрнауки России от 13.11.2014 № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам»: «В образовательном пространстве некоторых регионов происходит инновационное масштабное явление – путем реорганизации, слияния и присоединения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования появляются новые образовательные организации - многопрофильные комплексы… Минобрнауки России обеспокоено наметившейся тенденцией к закрытию в последнее время в части субъектов Российской Федерации отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальных (коррекционных) образовательных учреждений). Минобрнауки России неоднократно указывало на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и не означает отказа от нее (письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"), акцентируя внимание на необходимости функционирования существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более целесообразным является обучение в специальной (коррекционной) образовательной организации. В этой связи Минобрнауки России обращает внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования на то, что инклюзивное образование детей-инвалидов и лиц с ОВЗ не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – инклюзия ради инклюзии».