Квест-технология как средство формирования читательской грамотности младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В XXI веке, веке высоких информационных технологий, книга утратила свое воспитательное значение, поскольку заинтересованность людей в чтении книг существенно снизилась. Поэтому перед образовательными учреждениями стоит первостепенная задача, заключающаяся в привитии стойкого интереса детей к книгам с целью развития духовно-культурных и гражданско-патриотических ценностей.Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста, поскольку дошкольное детство является важным этапом в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Для получения удовольствия от чтения, необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге, который можно сформировать посредством современных образовательных технологий и форм взаимодействия педагогов с учащимися.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ
1Современные подходы к решению проблемы формирования читательской грамотности детей младшего школьного возраста
2Квест как педагогическая технология формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.Диагностика уровня сформированности читательской грамотности детей младшего школьного возраста
2 Моделирование занятий с использованием квест-технологий для формирования читательской грамотности детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр – 271)
Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно – практической конференции. – 2020. – С. 49 – 51.
Алхатова Т. С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова А. В., Семкин Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. – 2020. – № 1. – С. 64 – 66.
Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. – Челябинск : Изд – во Южно – Урал. гос. гуман. – пед. ун – та, 2018. – 174 с.
Блинкова Л.В. Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников / Вебер Н.П., Виноградова Л.П. //Наука и образование. – 2019. – №1. – С. 91 – 98.
Быховский Я. С. Образовательные веб – квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО – 99». – URL: http://wearelinguists.narod.ru/materials/web-quest.pdf (дата обращения: 11.05.2022)
Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест – технологии. Международный электронный педагогический журнал «Предметник». – URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения: 22.05.2022)
Веб – квест по литературному чтению в 4 классе «В гости к писателям и их героям», посвященный творчеству Д.Н. Мамина – Сибиряка и сказке «Серая Шейка». – URL: https://veb – kvesty.webnode.ru (дата обращения: 16.05.2022)
Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». – М., 2017.
Первоначальное определение термина «грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 году. Грамотность определяется как комплекс навыков относительно чтения и письма. Эти умения человек использует в ходе взаимодействия со своим социальным окружением. То есть грамотность – это определенный уровень владения индивидом навыками чтения и письма, обусловленный способностью человека действовать с печатным текстом [32]. На современном этапе грамотность рассматривается как навыки чтения и письма, навыки счета и навыки работы с разными видами документов. В том же 1957 году вводятся такие понятия, как «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность» [45, с. 71]. И если «минимальная грамотность» определяет конкретную способность человека читать и писать простые сообщения, то «функциональная грамотность» имеет социальный смысл и позволяет индивиду эффективно действовать в разнообразных социальных ситуациях [33, с. 20]. Навыки чтения и письма в аспекте функциональной грамотности позволяют человеку оформить документы в банке; прочитать аннотацию к лекарственному препарату или инструкцию (руководство) по эксплуатации бытовой техники или электроники; оформить исковое заявление в суд; заполнить бланк трудового контракта и др [3, с. 49].Элементарный (минимальный) набор знаний, умений и навыков в области чтения, письма, счета, которым овладевает ребенок на этапе обучения в начальной школе, недостаточен для выстраивания индивидом продуктивных взаимоотношений в обществе для решения современных социальных проблем [10, с. 33].