Влияние подвижных игр на уроках физической культуры на показатели физической подготовленности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Цель работы: изучить влияние подвижных игр на развитие физических качеств детей с ОВЗ
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.08.2022
Объем файла
5644 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Мы считаем, что  подвижная игра для детей  как одно их средств на уроках физической культуры коррекционно-педагогической работы с особенными  детьми, обладает огромным рядом качеств, среди которых имеет важнейшее место высокий эмоциональный настрой играющих детей. Во время занятия  подвижными  играми, у детей о формируется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу. Соответствует широкому развитию индивидуальных способностей детей с ОВЗ, развитию самостоятельной деятельности поведения, учитывается индивидуально-личностные особенности детей, личностные возможности. Необходимость в использования подвижных  игр на уроках АФК способствует формированию у детей умственное мышления, умением находить себя в обществе, быть коммуникативными и социализированными в настоящем обществе. Являясь незаменимой частью физической культуры, адаптивная физическая культура обладает большими и широкими  потенциальными возможностей детей в развитии двигательной активности. Ценность и  актуальность данной работы заключается в поиске новых современных подходов для решения, в виде игровых технологий для более эффективного обучения и воспитания детей.
Вместе с тем, как предлагал  когда-то А. С. Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, неповторимую модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного возраста и  типа, детям на все времена, невозможно. Игра неповторима и стихийна. Она вечно изменяется, обновляется, модернизируется. Каждое время рождает и создаются свои игры на современные и актуальные различные сюжеты, которые весьма интересны детям по-разному. Игра – вечная и реальная ценность культуры досуга, социальной, культурной практики людей в общем. Она стоит рядом с трудом, познанием, творчеством на равных. [9]

 

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                                  
ВВЕДЕНИЕ.......................2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ....................5
1.1. Роль и значение подвижных игр в учебно-воспитательном процессе 
1.2. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре........9
1.3.Значение игры в развитии ребенка с ОВЗ…………………………..17
1.4. Классификация подвижных игр для детей с нарушением интеллекта…….22
1.5. Организация и методика проведения подвижных игр…………….24
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ……………….29
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………29
2.2. Методы исследования..........................................................................37
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…...38
 3.1. Исследование физической подготовленности детей с ОВЗ……………….…...38       

3.2.Эффективность использования подвижных игр с  целью развития физических качеств  детей с ОВЗ…………….44
3.3.Эффективность использования подвижных игр с  целью развития физических качеств  детей с ОВЗ……………………59
ВЫВОДЫ ....................................................66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………66
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………….72

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Адаптивная физическая культура [Текст] / под ред. Н. Н. Чеснокова. –М., 2001. — 285с. 
2.Абысова, Г. А. Влияние занятий физической культурой на здоровье школьников [Текст] / Г. А. Абысова, Н. Я. Эглит — М.,  1992, — 152с. 
3.Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] : Книга для учителя / Н, П.Аникеева. – М., 1987. — 178 1.
4.Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э.Аксенова, С.П.Евсеев. – М., 2013. – 375 с. 4. 
5.Антропова, М. В. Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов [Текст] / М. В. Антропова, Л. М. Кузнецова. — М., 2002. — 144 с. 
6. Апанасенко, Г. А. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г. А. Апанасенко. – Киев : Здоровье, 1985. – 80 с.
7. Ахундов, Р. А. Исследование двигательной активности учащихся    начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. – М. : Педагогика, 1999. – 134 с. 
8. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин – тов / Б. А. Ашмарин. — М. : Просвещение, 1990. — 287 с.
9. Ашмарин, Б. А. Педагогический контроль за физической подготовленностью [Текст] : Учеб. пособие / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов. – М. : Педагогика, 1998. — 164 с.  
10. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин – тов / Б. А. Ашмарин. — М. : Просвещение, 1990. — 287 с.
11. Белоусов, А. И. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений и студентов педагогических колледжей / А. И. Белоусов. – Екатеринбург : Центр « Учебная книга», 2006. – 128с.
12. Бутин, И. М. Развитие физических способностей [Текст] / И. М. Бутин, А. Д. Викулов. – М., 2002. – 250 с.  
 13. Булич, Б. Г. Физическое воспитание в специальной медицинской группе [Текст] / Б. Г. Булич. — М., 1993. – 237 с.
14. Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] : учебн. пособие для ин-тов физической культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, В. Г. Яковлев. — 4-е изд., перераб. и дополн. — М. : Физкультура и спорт, 1994. — 208 с.                 
15.Белоусов, А. И. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений и студентов педагогических колледжей / А. И. Белоусов. – Екатеринбург : Центр « Учебная книга», 2006. – 128с.
16. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] / В. К. Велитченко. — 2-е изд., перераб и доп. —  М. : ФиС, 1999. — 210 с.
17. Войнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/  Я. С. Войнбаум. – М. : Просвещение, 2002. – 245с
18. Волков, В. Н. Пути повышения эффективности системы внеурочных занятий учащихся оздоровительной физической культурой [Текст] / В. Н. Волков. —Мурманск, 1993, — 242 с. 
19. Годик, М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека [Текст] / М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. Н.Тимошкин // Теория и практика физической культуры. — 1994. – № 5-6. — С.24-32.
20. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций имышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. – М., 1990. – 197 с.
21. Гомова, О. С. Спортивные игры для детей [Текст] / под ред. О. С. Гомовой. – М. : Сфера, 2002. – 84 с.
22. Гофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры  [Текст] / Л. Б. Гофман. – М., 2004. – 305 с. 
23. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А. А. Гужаловский. – М., 2002 – 88 с.
24. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура [Текст] / В. И. Дубровский.  – М., 1998. – 418 с.
25. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский. — М., 2000. – 270 с. 
26. Емолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст] : учеб. пособие для студентов ВУЗов / Ю. А. Емолаев. — М., 1999. — 180 с.
27. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк. – М., 2000. – 190 с.
28. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] / М. Н. Жуков. – М., 2002. — 300с.
29. Изучение отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культурой: (на примере физкультурных праздников) / Е.Н. Фомичева, М.В. Курникова, В.А. Оринчук.// Адаптивная физическая культура. -- 2014. -- № 1 (57). -- С. 35-37.
30. Карманова, Л. В. Физическая культура младшего школьника [Текст] / Под ред. Л. В. Кармановой, В. Н. Шебеко. – Минск : Полымя, 1997. – 282 с.
31. Карабанова, О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. [Электронный ресурс] – М.: 1997.  – Режим доступа [https://www.studmed.ru/karabanova-o-a-igra-v-korrekcii-psihicheskogo-razvitiya-rebenka_3837f80908e.html]  
32. Козленко, Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / Н.А.Козленко. – М., 2017, – 382 с. 
33.Куляхтин В.Ю. Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ // https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-priepodavaniia-fizkul-tury-dietiam-s-ovz.html Курникова М.В. Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп / М.В. 
34.Курникова, Е.Н. Фомичева, В.А. Оринчук // Научно-методический журнал РАО РГУФК, спорта и туризма. «Физическая культура: воспитание, образование, спортивная тренировка». Научно-издательский центр «Теория и практика ФК и С», -М:, 2013. -№ 1, с. 60-63 
35.Лебедев Е.О. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. -- 2018. -- №5. -- С. 173-175. -- URL https://moluch.ru/archive/191/48171/ (дата обращения: 16.12.2018).
36. Новичихина, Е.В. «Особенности методики обучения подвижным играм не слышащих детей младшего школьного возраста» / Е.В.Новичихина, Л.Д.Хоад. – М., 2014, – 428 с.
37. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2015.            
38. Марц, В. Г. Беседы по методике и теории игры [Текст] : Учеб. пособие / В. Г. Марц . – М. : СпортАкадемПресс, 2003. – 185 с.  
39. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в основании теории [Текст] /  А. П. Матвеев. – М., 1987. – 246с.
40.Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : Учебн. для ин-тов физической культуры / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультураи спорт, 1991. — 543 с.
41.Мишин, Б. И. Книга для учителя физической культуры [Текст] / Б. И.Мишин. – М., 2003. — 397с.
42. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. – М. : Владос-пресс, 2003. – 248 
43.Основы математической статистики [Текст] : учебн. пособие для институтов физ. культ. / под ред. В. С. Иванова. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
44. Пензулаева, Н. И. Подвижные игры и игровые упражнения младших шольников [Текст] / Н. И. Пензулаева. – М. : Просвещение, 1999. – 124 с.
45. Петров, П. К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре [Текст] / П. К. Петров. – М. : Владос-пресс, 2002. – 112 с.
46. Попов, С. В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) [Текст] / С. В. Попов – СПб., 1997. — 413с.
47.Погадаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г. И. Погадаев. – М., 2000. – 427с.
48. Решетников, В. Н. Игры на открытом воздухе [Текст] / В. Н. Решетников. – М., 1998. – 270с. 
49. Решетников, В. Н. Физическая культура [Текст] / В. Н. Решетников. – М., 2001. – 256с.
50.Рипа М. Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе [Текст] / М. Д. Рипа, С. С. Волкова. — М. : ФиС, 1998. — 227 с
51. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В.Шапкова. – М.– Советский спорт, 2015.– 464с. Специальная педагогика. Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2002
52. Частные методики адаптивной физической культуры. Под редакцией Л.В. Шапковой. – М., 2003
53. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников/ В.Н.Шебеко. – М., 1996
54. Шилова Т.Г. Дети с ограниченными возможностями здоровья // http://www.purimcro.ru/rpmpk/method/pedagog/799/
55. Шмельков, И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры/ И.И. Шмельков. – М., 1981
56. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. — М. : Физкультура и спорт, 2000. — 176 с.
57.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М., 2002. – 420с. 
 58.Чупаха, И. В. Здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] : научно-практический сборник инновационного опыта /  И. В. Чупаха, Е. З. Путаева. – М., 2001. – 190с.
59.Яковлев В. Г. Игры для детей [Текст] / В. Г. Яковлев. — М. : Физкультура и спорт, 1975. — 158 с

 

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений,  времени и пространства, равновесия, тактильных и кинестетических ощущений и т. п.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры. Из бессюжетных игр, учитывая физические и интеллектуальные возможности детей, используются простейшие игры типа "ловушек", "салок", "пятнашек". Это связано с тем, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, ловкости и быстроты движений, точности и ориентировки в пространстве, а именно эти элементы координационных способностей у детей младшего школьного возраста сформированы недостаточно [3].