Противодействие коррупции в системе государственной службы РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Коррупция с давних времен является одной из наиболее сложных и важных проблем человечества, поскольку в течение всего развития нашей цивилизации деятельность государственного аппарата сопровождалась этим негативным социальным явлением. При этом каждая социально-политическая и экономическая система выработала собственные различные типы проявлений коррупции, таким образом, нарушая нормальное функционирование публичной власти и создавая дополнительные возможности препятствия возникновению и развитию легальных общественных отношений. Как следствие, коррупцию не удалось окончательно искоренить еще ни в одном государстве.Кроме того, по масштабам распространенности данного явления можно сделать вывод о вероятности политических, социально-экономических рисков, а также степени развития гражданского общества.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ ВСИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. История коррупции в системе государственной службы России 7
1.2. Понятие и сущность коррупции в российском и международном праве. 16
1.3. Виды коррупции и коррупционных правонарушений в системе государственной службы 26
ГЛАВА II. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
2.1. Антикоррупционная политика Российской Федерации 42
2.2. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, регламентирующих государственную службу как фактор противодействия коррупции 52
2.3. Правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации 60
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 69
3.1. Зарубежный опыт противодействия в системе государственной службы 69
3.2. Совершенствование противодействия коррупции в государственной службе Российской Федерации 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
3. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174, Страсбург, 4 ноября 1999 года)
4. Конвенция ООН «Против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62- ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)
6. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. - 25 декабря 1993 г
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
8. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
9. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ
10. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
11. Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ
12. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ
У коррупции, как у любого сложного социального явления, не существует единого каноничного определения. Так, в толковом словаре русского языка коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».В Большом юридическом словаре коррупция обозначена как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».Таким образом, в общем коррупция понимается как использование должностным лицом своих властных полномочий и наделенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее, как законодательству, так и моральным принципам.Кроме того, в различных направлениях науки термин «коррупция» трактуется по-разному. Так, например, в современной социологии коррупция рассматривается с одной стороны, как форма девиантного поведения отдельной личности, с другой – как особый институт, встроенный в систему других, в том числе политических институтов24. Аналогичным подходом придерживается российский правовед В.К. Максимов, который определяет коррупцию, как«девиантное поведение публичных должностных лиц, выражающееся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом и фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узко групповых или корпоративных целях»25. Однако в данном определении коррупция рассматривается как девиантная форма поведения только «публичных должностных лиц», а не всех членов общества.