Гуманистическая педагогика как фактор эмоционального благополучия ребенка в дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная эпоха глобализации требует нового подхода к образованию, который акцентирует внимание на развитии социально активной личности и удовлетворении ее основных потребностей. В центре этого подхода лежит принцип гуманистической педагогики, который предполагает создание благоприятной образовательной среды в детских садах и в школах.
В контексте этих изменений, важно внедрение принципов гуманистической педагогики в образовательную практику, чтобы обеспечить развитие доброжелательной среды, способствующей росту и самореализации каждого ребенка.
Социальные изменения и демократические преобразования в обществе создали потребность в новой системе общественного воспитания и образования, основанной на гуманистических принципах. Современные образовательные системы выдвигают гуманистические идеи, сосредоточенные на уважении к личности каждого ребенка и его развитии. В наше время существует потребность в развитии творческого потенциала человека
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ 11
1.1. Особенности эмоционального развития и благополучия ребенка в дошкольном возрасте 11
1.2. Теоретический подход в изучении гуманистической педагогики и ее влияние на эмоциональное развитие ребенка 22
1.3. Психолого-педагогические условия гуманизации в обучении дошкольников 31
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Особенности гуманистической педагогики в дошкольных образовательных учреждениях Кыргызстана 39
2.2. Психодиагностика эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста 49
2.3. Анализ результатов корреляционного исследования 55
2.4. Практические рекомендации гуманистической педагогики, способствующие формированию эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монографии, статьи в сборниках, учебная литература и др.:
1. Авдеева Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребенка [Текст] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская. – М.: Смысл, 2003. – 181 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1983. – 211 с.
3. Амонашвили Ш.А.Без сердца что поймем [Текст] / Ш.А. Амона-швили. – М.: Амрита, 2020. – 64 с.
4. Аникеев М.И. Детская психология [Текст]: учебник / М.И. Анике-ев. – СПб.: Питер, 2016. – 239 с.
5. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие старшего до-школьника [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. – М.: Юрайт, 2021. – 111 с.
6. Бахтин М.М. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья [Текст]: учебник / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 2015. – 423 с.
7. Бетина О.Б. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / О.Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2016. – 252 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2010. – 464 с.
9. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – СПб.: Питер, 2017. – 512 с.
10. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействий детей и взрослых [Текст]: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.А. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
11. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст] / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2006. – 140 с.
12. Елисеева Л.Я. Педагогика и психология: учебное пособие для ба-калавриата и магистратуры [Текст] / Л.Я. Елисеева. – М.: Юрайт, 2019. – 241 с.
13. Карпинская Н.С. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2012. – 400 с.
14. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
15. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
16. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.
17. Материалы IV Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» 17–18 ноября 2011 г., Москва [Текст]: сборник / Под. Ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт пси-хологии РАН, 2011. – 540 с.
18. МикляеваН.В. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2018. – 411 с.
19. Рагулина М.В. Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование [Текст]: монография / М.В. Рагулина. – Хабаровск: Издательство Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 116 с.
20. УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Издат
Дошкольное детство - это время, когда эмоции доминируют во всех аспектах жизни ребенка, контролируют и регулируют все остальные его психические функции. Эмоции как уникальный тип субъективных психологических состояний, которые выражаются через непосредственные переживания и ощущения приятного или неприятного характера, отражающие отношение человека к людям и окружающему миру.
В наше время, заботясь о познавательном и физическом развитии ре-бёнка, родители и воспитатели зачастую забывают о приоритетах его эмо-ционального развития, которое напрямую связано с социальной и психологической успешностью ребёнка. Развитие ребенка взаимосвязано с особенностями поведения, мира его эмоций, восприятием окружающего мира. Научно доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются взгляды на отношения с окружающими и мир. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции растет. Одним из основных направлений развития является формирование основ личности, которое происходит в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать свое "Я", свою деятельность и активность, а также начинает себя объективно оценивать и устанавливать соподчинение своих мотивов. Он учится управлять своей деятельностью, предвидеть результаты и контролировать свое поведение в определенных ситуациях. В этом возрасте также усложняется эмоциональная жизнь ребен