Эмпирическое исследование тревожности в старшем школьном возрасте

Скачать дипломную работу на тему: Эмпирическое исследование тревожности в старшем школьном возрасте. В которой определены теоретические аспекты проявления тревожности у детей в старшем школьном возрасте и ее влияние на образовательный процесс.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.07.2025
Объем файла
129 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что эмоциональное благополучие старшего, школьного поколения — это один из объектов особого внимания родителей, школьных психологов, педагогов. Качественная и своевременная диагностика подобного неблагополучия, правильные коррекционные меры могут понизить риск возникновения нежелательного поведения в развитии личности ребенка. Одно из ярких проявлений эмоционального благополучия (тревожности) - нервный срыв. Распознавание тревожности как свойства личности особенно актуально, так как это свойство часто определяет поведение человека.В наше время число тревожных детей увеличилось, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Возникновение и как следует закрепление тревожности обычно связано с неудовлетворением потребностей ребенка. Школьник с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.
 

Содержание
Введение4
Глава 1 Теоретический анализ изучения влияния тревожности у старших школьников на их обучение7
§ 1.1 Понятие тревожности в старшем школьном возрасте в психологии7
§ 1.2 Особенности личностного развития и общения детей в старшем школьном возрасте12
Выводы по главе 120
Глава 2 Исследование влияния тревожности на уровень общения у старших школьников21
§ 2.1 Организация исследования и описание методик21
§ 2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждения23
§ 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по работе с тревожными школьниками30
Выводы по главе 235
Заключение39
Список использованных источников41
Приложения43

Список использованных источников
Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности.: Дисс...к.пс.наук /Т.Ю. Артюхова. - Новосибирск, 2020.
Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: статья / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 2021. - № 5. - С. 111 - 117.
Александровская, Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттела. Методические рекомендации / Э.М. Александровская, И.Я. Гильяшева. - М.: Фолиум, 2017. – 76 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности. – Воронеж, 2021. – С. 164.
Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – Москва, 2020. С. 125.
Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению /Психологическое образование. – Москва, 2018. – С. 340.
Дьяченко О.М. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Москва, 2020. – С. 448.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – Санкт-Петербург, 2021. – №8. С. 66–74.
Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург, 2020. С. 520.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Москва, 2021. – С. 290.
Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. Воронеж, 2021. №12. – С. 170.
Прихожан А.М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. Москва, 2018. – С. 201.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 2019. – С. 705.
Психологическая диагностика и коррекция личности школьника. Отв. ред. И.Ф. Мягков. Воронеж, 2021. – С. 118.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Москва: МПСИ: Флинта, 2018. – С. 334.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 2019. – С. 208.

Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, О.А. Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие.Школьная тревога - одна из главных проблем, с которыми сталкиваются учителя и школьные консультанты. Эта проблема привлекает особое внимание учителей - практиков, так как является явным признаком школьной дезадаптации у детей, которая негативно сказывается на всех сферах их жизни: не только учебе, но и общении, как внутри, так и вне школы, здоровье и общий уровень умственного развития и психологического благополучия.Проблема школьной тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологии и педагогике, так как с каждым годом число тревожных детей, характеризующихся чрезмерной тревожностью, неуверенностью и эмоциональной нестабильностью, имеет тенденцию к увеличению.Школьный возраст подходит для формирования доминирующих мотивов личностного развития, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, формирование адекватной самооценки, реализация индивидуальных особенностей, усвоение социальных норм поведения, развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Однако, если у ученика возникает беспокойство, он становится неуверенным, сомневающимся, импульсивным или наоборот замкнутым.