Проблемы изучения наречия и слов категории состояния в школьном курсе современного русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Определение частей речи как целостной системы предполагает взаимодействие её элементов на семантическом и формальном уровнях. Эта соотнесённость всех образующих систему элементов кладётся в основу классификации слов и позволяет определять место каждого конкретного элемента в системе, опираясь на различные критерии. Помимо категоризации, результатом которой является подтверждение наличия языковых отношений между лексико-грамматическими разрядами разных частей речи, лингвистические исследования позволили выделить еще один важный процесс, названный ?переходностью? в области частей речи.
Под переходностью принято понимать возможность включения одного элемента в разные парадигмы, основанного на возможности совмещения в одной единице различных формальных (грамматических) и семантических характеристик, проявления которых зависят от выполняемой единицей функции, т.е. от контекстного окружения.
Переходность в области частей речи еще не приобрела однозначного толкования в линг
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ВОПРОС О СЛОВАХ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В РУССКОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 7
1.1 История изучения вопроса о словах категории состояния 7
1.2 Характеристика слов категории состояния 14
1.3 Функционирование слов категории состояния в современном русском языке 19
Выводы 22
2. ИЗУЧЕНИЕ СКС И НАРЕЧИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ СРЯ 23
2.1 Изучение слов категории состояния в школе 23
2.2 Трудности возникающие при изучении СКС 27
Выводы 34
3. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКС В ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 35
3.1 Разработка теоретического материала для изучения СКС в школе на уроках русского языка 35
3.2 Разработка практического материала для изучения СКС в школе на уроках русского языка 37
3.2.1 Упражнения на сопоставление слов категории состояния и частей речи омонимичных им 38
3.2.2 Упражнения на первичное закрепление полученных знаний 42
3.2.3 Упражнения на закрепление теоретической информации 43
3.2.4 Упражнения для контроля овладения знаниями 49
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабайцева, В. В. Явления переходности в грамматике русского языка / В. В. Бабайцева – М.: Дрофа, 2000. – 640 с. : ил. – ISBN 5-7107-2806-3. – Текст : непосредственный.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. –М.: Просвещение, 2012. – 415 с. : ил. – ISBN 978-5-358-09852-7. – Текст : непосредственный.
3. Баранов, М. Т. Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. – М.: Просвещение, 2013. – С. 127-131 : ил. – ISBN 978-5-09-021004-1. - Текст : непосредственный.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов – М.: Издательский центр ?Академия?, 2001. - 368 с. ил. – ISBN 5-7695-0347-1. – Текст : непосредственный.
5. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г. Богданова. – М.: Просвещение, 2014. – С. 147-150 : ил. – ISBN 978-5-09-023618-8. - Текст : непосредственный.
6. Бунеев, Р.Н. Русский язык: учебник для седьмого класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. -– М.: Баласс, 2009. – С. 161-165 : ил. – ISBN 978-5-85939-664-1. Текст : непосредственный.
7. Валгина, Н. С. Современный русский язык: учебник / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.– Москва : Логос, 2002. – 528 с. – ISBN 5-06-004540-4. – Текст: непосредственный.
8. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В.?Виноградов. – Текст : электронный // Категория состояния. – 2001. – URL: https://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5310&0a0=14#s001 (дата обращения: 23.10.2022).
9. Виноградов, В. В. Исследования по русской грамматике : избранные труды / В. В. Виноградов, Н. Ю. Шведова, М. В. Ляпон - Москва : Наука, 1990. – 559 с. – ISBN 5
Будучи неизменяемыми, СКС морфологически сближаются с наречиями, к которым они долго и причислялись в грамматике, но от наречий они четко обособляются тем, что в предложении они выступают как независимые слова и не бывают в подчиненном положении по отношению к глаголу и прилагательному в значении обстоятельств и качественных определителей, что составляет характерную функцию наречий. Так, ни одно из приведенных слов нельзя употребить в зависимости от глагола.
На основании изученных признаков и свойств СКС, можно сделать вывод, что они являются отдельной частью речи, т.к. им не присущи конкретные признаки какой-либо уже известной науке части речи. Их особенность не дает нам относить СКС к наречиям или кратким прилагательным.
Однако в русистике существуют концепции, считающие данные доводы недостаточными для выделения СКС как отдельной части речи. В академическом издании «Русская грамматика» мы можем видеть, что эти слова представляют собой среднюю группу предикативных наречий и предикативов: «ряд качественных наречий имеет синтаксически обособившиеся значения и выступает только в функции главного члена однокомпонентного предложения: Мне весело, грустно; Ему плохо; В комнате тепло и сухо; это так называемые предикативн