Особенности психических состояний и учебной мотивации младших подростков из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики
введение
Своевременность исследования. Проявления психической деятельности человека называют его психическим состоянием, это форма переживания человеком своего oтношения к различным жизненным ситуациям. В процессе жизнедеятельности возникают чувства, эмоции, влияющие на наши решения, выборы, приоритеты. Формы выражения различны и тем более сложнее и своеобразней, чем человек старше. Человек с течением жизни и времени научается управлять своими переживаниями и проявлениями переживаний.
В младшем подростковом возрасте ребёнком oсваивается учебная деятельность, формируется проявления его психической деятельности, зарождаются самоконтроль и рефлексия, a действия начинают соотноситься с внутренними целями, по обдуманному плану.
оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. теоретические основы исследования особенностей психических состояний И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ……………………… ….…7
1.1. Теоретические подходы к исследованию психических состояний подростков в отечественной и зарубежной психологии…………………..7
1.2. Теоретические подходы и направления исследований проблемы учебной мотивации младших подростков…………………………………9
1.3. Обзор и анализ результатов современных исследований особенностей психических состояний и учебной мотивации младших подростков…………………………………………………………………..11
Выводы по главе 1………………………………………………………….14
Глава 2. пилотажное эмпирическое исследование особенностей психических состояний и учебной мотивации младших подростков……………….17
2.1. Программа пилотажного исследования и её результаты……………17
2.2. Анализ связи особенностей психических состояний и учебной мотивацией младших подростков…………………………………………27
Выводы по главе 2………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА
1. Буйницкая А.П. Наставничество как условие профилактики девиантного
поведения воспитанников социальных учреждений и успешной
социализации//Сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних / Под ред. Е.Н. Скориной, Е.Б. Баторовой, Е.Г. Артамоновой. — Москва: ФГБУ«Центр защиты прав и интересов детей», 2022.- с.144.
2. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа. И.,2022.-с121.
3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях/ Б.А. Вяткин.-Москва: Физкультура и спорт,1981,-с.37.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас.- М.: Издательство Московского университета,1990.
5.Власова Е.В. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции/Е.В. Власова; Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук: Москва.2000.
6. Ганзен В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрьев // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. – 1987. – Вып.1, №6 – С. 50–60.
7.Горбов Ф.Д. Индивидуум и группа в экспериментальной групповой психологии // Проблемы инженерной психологии: Материалы 1-й Ленинградской конференции по инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.
8. Горбов Ф. Д. Я и мое второе Я. М.; Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000.-с.57.
9. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. С. 101-110.
10. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Антипина Я. А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95507.htm.»;
В младшем подростковом возрасте учебная деятельность, всё еще, ведущая, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития и наоборот- ход психического развития будет влиять на учебную деятельность. Эмоциональное благополучие младших подростков также зависит от успехов и неудач в учебной деятельности и от взаимоотношений с её субъектами: учителями, одноклассниками и т.п. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - эффективность учебной деятельности, экологичное размещение тревог и страхов говорит о нормальном ходе психического развития младших подростков. Оптимизму, как психическому состоянию, уделяет внимание Ю.А. Рокицкая, исследуя этот феномен в своей монографии. В частности, она отмечает, что «…философская традиция как на Западе, так и в России связывает оптимизм с идеями жизнеспособности и жизнестойкости, представляет нам оптимизм как необходимый, хотя и затратный ресурс жизнеспособности, как копинг-ресурс личности, позволяющий ей успешно преодолевать трудности на пути к жизненному успеху.» [48, с.157].
На данный возраст приходится «пик» школьной тревожности, как я уже писала выше; часты случаи психозов, неврозов и других невротических состояний школьников. Подобные явления нарушают нормальное психическое развитие, вызывают трудности в овладении учебной деятельностью, приводят к социальной дезадаптации.