Использование сказочных сюжетов при формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Математика – это одна из важных областей знания современного человека. В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) – это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.В мир математики ребенок попадает с детства и в течении всего дошкольного возраста у него начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………
1.1. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
1.2. Этапы и содержание формирования математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………
1.3. Сказка и ее возможности в формировании математических представлений у детей
дошкольного возраста . . . …………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………..
2.1. Содержание и методика использования сказок для математического развития детей дошкольного возраста…………
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием сказки……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные проблемы дошкольного образования: учеб. пособие /Л.Н. Волошина,
Г.Е., Воробьева и др.; науч. ред. Л.Н. Волошина. – 2-е изд., исправл. и доп. – Белгород: ИД «Белгород», 2017 – с.264.
Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных стандартов//Ярославский педагогический вестник.–2014.–№4.–2
Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников: монография/А.В.Белошистая.–2-е изд.,стереотип.-М.: ИНФРА-М, 2016.–с. 252.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.–400с.
Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 – 372 с.
Вачков И.В. Сказка в работе психолога: определение и типология // Вестник практической психологии образования. – 2015 – № 2 – С. 80–86.
Взгляды учёных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников. URL: https://studwood.ru/1337358/pedagogika/vzglyady_uchyonyh_protsess_formirovaniy_matematicheskih_predstavleniy_doshkolnikov (дата обращения 02.04.2022).
Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. URL: https://studfile.net/preview/6197496/page:11/ (дата обращения: 15.04.2022).
Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». URL: https://www.1urok.ru/ (дата обращения 03.03.2021).
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994 Т.4. С.170Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д., Михайлова, З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 2019. – 162 с.
Дерягина Л.Б. Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015 – 32с.
Формирование элементарных математических представлений у детей является одним их ведущих направлений познавательного развития ребенка дошкольного возраста, которое заявлено в ФГОС ДО. [33, с.32]. Элементарные математические представления, по мнению многих авторов (В.В. Абашина, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, З.А. Михайлова, Т.А. Мусейибовой А.А. Столяр, Е.И. Щербакова и др.), являются средством математического развития. Остановимся на основных понятиях «математическое развитие», «математические представления», «Математическое развитие». Анализируя научную литературу по данной проблеме исследования, мы столкнулись с понятием «логико–математическое развитие», предложенным З.А. Михайловой. И был сделан вывод, что понятия «логико–математическое развитие» и «математическое развитие» являются тождественными [20, с.384]. Средством математического развития, по мнению многих авторов (В.В Абашина, А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.) являются математические представления. Математические представления – это образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами [25, с.315]. Математические представления представляют собой элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий.