Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в средних классах при изучении раздела «Словообразование»

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в средних классах при изучении раздела «Словообразование»". В которой разработана система заданий с целью стимулирования познавательной деятельности в области словообразовательного анализа на формирующем этапе эксперимента; проанализированы результаты, полученные в ходе формирующего этапа эксперимента (контрольный этап).
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.07.2025
Объем файла
312 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Обучение представляет собой целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого учащегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательной деятельности [45].
Современное образование должно помочь учащимся раскрыть свой потенциал, развить инициативу и творческие способности. Для этого необходимо сформировать у них познавательный интерес, который является ключевым фактором для успешного обучения и развития личности ученика. Важно понимать, что познавательная деятельность не является постоянной и может изменяться со временем. Поэтому учителя и система образования должны постоянно работать над поддержанием и развитием познавательной деятельности учащихся к учебным предметам и процессу обучения [25].
Приемы активизации познавательной деятельности весьма разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Это могут быть интерактивные уроки, использование новых технологий, проведение практически

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Проблемы активизации познавательной деятельности  обучающихся средних классов на уроках русского языка средствами словообразования

1.1 Познавательная деятельность как планируемый   результат   обучения на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование»

1.2 Словообразовательные гнезда как материал для повышения уровня познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в средних классах

1.3 Реализация развития познавательной деятельности при изучении раздела «Словообразование» в 6-м классе в учебно-методических источниках

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной деятельности у обучающихся средних классов на уроках русского языка за счет использования понятия словообразовательного гнезда

2.1 Диагностика начального уровня развития познавательной деятельности у обучающихся 6-го класса по разделу «Словообразование»: констатирующий этап педагогического эксперимента

2.2 Развитие познавательной деятельности у обучающихся 6-го класса при изучении раздела «Словообразование»: формирующий этап педагогического эксперимента 

2.3 Оценка эффективности экспериментальной работы по развитию познавательной деятельности у обучающихся 6-го класса: контрольный этап педагогического эксперимента

Заключение

Список использованных источников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абросимова, Л. С. Словообразование в языковой категоризации мира: монография  / Л. С. Абросимова ;  научный редактор Т. В. Милевская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет». – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2015. – 328 с. –  ISBN 978-5-9275-1604-9. – URL электронный // https://elibrary.ru/item.asp?id =24420284& (дата обращения: 10.11.2022)
2. Аксенова, И. В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся : / И. В. Аксенова, Е. Ю. Бурцева, О. В. Гоголашвили, Н. М. Кузнецова, О. В. Созонтова, Т. Д. Стрельникова, Н. В. Углова. – Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с. – URL электронный // https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/umo/metod_rek_po_aktivizacii.pdf.  (дата обращения: 20.04.2023)
3. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка : учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Москва : Академия, 2012. – 448 с. – URL электронный // https://search.rsl.ru/ru/record/ 01008932647. – ISBN 978-5-7695-8859-4.  (дата обращения: 04.10.2022)
4. Араева, Л. А. Основы обучения русскому языку: учебное пособие / Л. А. Араева, О. А. Булгакова, Э. С. Денисова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2018. – 390 с. – ISBN 978-5-8353-2290-9.  (дата обращения: 05.03.2022)
5. Араева, Л. А. Теория гнезда в структурно-семантическом и когнитивном аспектах / Л. А. Араева, М. Н. Образцова // Наука и                 образование : материалы V региональной научной конференции студентов и молодых ученых. В 2 частях. Часть 2. − Белово, 2009. – С. 54–61.  – ISBN 978-5-397-00515-9. (дата обращения: 10.02.2023)
6. Артемьева, Н. А. Большой словообразовательный словарь русского языка /  Н. А. Артемьева. – Москва : Дом Славянской Книги, 2007. – 703 с.  –ISBN 978-5-903036-36-3. (дата обращения: 28.11.2022)
7. Архипова,  Е.  В.   Теория  и  практика   обучения   русскому   языку : учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / Е. В. Архипова. – Москва : Академия, 2005. – 320 с. – ISBN 5-7695-0953-8. (дата обращения: 05.12.2022)
8. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : – Углубленное изучение: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева. – Москва : Дрофа, 2012. – 415 с. – ISBN 978-5-358-09852-7. (дата обращения: 30.09.2022)
9. Баранов, М. Т. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / M. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,        Л. А. Тростенцова; научный редактор Н. М. Шанский. – Москва : Просвещение, 2022. – 191 с . –  ISBN 978-5-09-088181-4. (дата обращения: 28.02.2023)
10. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. – 2-е издание – Москва : Просвещение, 2004. – 383 с. ISBN 5-09-010978-8. (дата обращения: 27.10.2022)
11. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю. К. Бабанский. – Издание 8-е – Ростов-на-Дону, 2012. – 505 с.  – URL https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 12.05.2023).
12. Беляева, М. Ю. Собственные имена – вершины словообразовательных гнезд : приоритеты общества в языке //  Экология языка и речи: материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной, г. Тамбов, 12-13 февраля 2021 г. С. 151-154  ISBN 978-5-00078-474-7. (дата обращения: 05.02.2023)
13. Беляева, М. Ю. Узуально-окказиональные словообразовательные гнезда с вершинами-зоонимами // Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа: проблемы и перспективы : сборник материалов XI Международной научной конференции, посвященной памяти Заслуженного деятеля науки Адыгеи и Кубани, профессора Розы Юсуфовны Намитоковой. – Майкоп, 20-23 декабря 2017 года : статья / М. Ю. Беляева, А. Ю. Коробка. – Майкоп : Издательство «Магарин О. Г.», 2017. – С. 90–94. – ISSN 2413-6859. (дата обращения: 08.04.2023)
14. Бутакова, Л. О. Морфемика и словообразование: учебное пособие / Л. О. Бутакова. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 228 с. – ISBN 978-5-9765-1227-6. (дата обращения: 27.12.2022)
15. Быстрова, Е. А. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций : в 2 частях / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева ; под редакцией Е. А. Быстровой. – 4-е издание – Москва, 2015. – 280 с. – ISBN 978-5-00092-171-5. (дата обращения: 09.04.2022)
16. Вепрева, И. Т. Морфемика и словообразование современного русского языка: практикум : учебно-методическое пособие / И. Т. Вепрева. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2016. – 110 с. – ISBN 978-5-7996-1752-3. (дата обращения: 13.10.2022)
17. Винокур, Г. О. Избранные 

Под словообразовательной цепью понимают ряд однокоренных слов, которые связанны между собой отношениями последовательной производности, например: лить → прилить → приливать → прилив → приливный; лить → пролить → проливать → пролив → проливчик. Ученые выделяют ее важнейшее свойство – на основе корневой общности быть способом объединения производных слов [26, с. 99]. 
Словообразовательная цепочка важна в иерархической организации системы словообразования языка, так как представляет собой комплексную единицу, состоящую из более простых словообразовательных пар. Она является частью более крупной единицы системы словообразования - словообразовательного гнезда, формируемого на основе общего корня слов. Слова внутри гнезда связаны между собой как по семантическому, так и по формальному признакам, что позволяет организовать лексический материал в систематизированную структуру [14].
СГ расширяется вертикально и горизонтально. При вертикальном образовании слов появляются производные слова одной ступени. Для обозначения всех производных слов одной ступени от одного базового слова используется термин словообразовательная парадигма [34, с. 22]. 
При горизонтальном словообразовании к производящей основе пошагово присоединяются новые форманты. Последовательно присоединенные слова в своей совокупности называются словообразовательной цепочкой. Непроизводное производящее слово является первым членом цепочки, непроизводным является последний член цепочки. Производными и производящими являются остальные члены цепи [27].
Кроме понятия словообразовательной цепочки, существует такое, как словообразовательные веера