Психологические особенности эмоционально-волевой сферы личности, подверженной рекламной суггестии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Постоянные изменения в современном обществе диктуют необходимость изучения эмоционально-волевой сферы личности применительно к новым реалиям жизни. Относительно молодое явление в нашей жизни - рекламное внушение как специфический раздражитель, воздействующий как на эмоциональную, так и на волевую сферы личности, остается малоизученным вопросом. Современный мир сложно представить без рекламы. Оно окружает человека повсюду: на телевидении, уличных билбордах, афишах, книжных башнях. Изучение данной проблемы актуально, поскольку реклама сегодня является важным звеном общественной жизни, она заполняет все новые и новые сферы жизнедеятельности человека, играет важную роль в формировании определенных психологических, поведенческих образов, социальных, конкретных стереотипов. Именно потому, что общество активно развивается в цифровую эпоху, где информирование о чем-либо является неотъемлемой частью современной жизни. И если потребительская сторона в рекламе понятна, то понимание эмоций и воли лиц, наиболее подверженных эффекту воздействия рекламного внушения, видится сегодня существующей проблемой. Следует отметить, что психологические особенности эмоционально-волевой сферы человека, подверга
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ПОДВЕРЖЕННОЙ РЕКЛАМНОЙ СУГГЕСТИИ 6
1.1. Теоретические подходы к исследованию эмоционально-волевой сферы личности в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2. Теоретический анализ исследований влияния рекламной суггестии как психологического феномена. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ПОДВЕРЖЕННОЙ РЕКЛАМНОЙ СУГГЕСТИИ 32
2.1. Программно-методическое обеспечение исследования 32
2.2. Анализ психологических особенностей эмоционально-волевой сферы личности, подверженной рекламной суггестии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристова И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля: учебное пособие. / И. Л. Аристова – Владивосток: ДВГУ, 2003.
2. Бессонов Б. Н. Философские портреты / Б. Н. Бессонов – Омск: ОГУ, 2013.
3. Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия / В. М. Бехтерев. – Москва: Мысль, 1994.
4. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. – СПб.: К.Л. Риккер, 1908.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович
// Вопросы психологии. – 1978. – № 4.
6. Вайнштейн Л. А. Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. — Минск: Соврем. шк., 2009.
7. Васильев И. А. Место и роль эмоций в психологической системе / И. А. Васильев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. –2008. –№2.
8. Веккер Л. М. Психические процессы. В трех томах. / Л. М. Веккер –Ленинград: ЛГУ, 1981. Т.3. – Гл. 4.
9. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. — Москва: Астрель, 2005.
10. Вирченко М. А. Лингвистические особенности немецких рекламных текстов [Электронный ресурс] / М. А. Вирченко, Ю. А. Лымарь, Н. В. Чех // Молодой ученый : Электронный журнал. – 2016. – № 11. – Режим доступа к журналу : https:// moluch.ru/archive/115/31174.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – Москва : Издательcтво Московского университета, 1976.
12. Вилюнас В. К. Психология эмоций: хрестоматия : учебное пособие / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. – СПб : Питер, 2008.
13. Выготский Л.С. СС. В шести томах. / Л. С. Выгодский – Москва: Педагогика, 1983. Т.3. – Гл. 12. Овладение собственным поведением.
14. Гримак Л. П. Гипноз и преступность / Л. П. Гримак. – Москва: Республика, 1997.
15. Горбунова М. Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии / М. Ю. Горбунова // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология – 2011. – № 2.
16. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – Москва: КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.
17. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. — Москва: Политиздат, 1978.
18. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
19. Дэвидсон Р. Эмоцион
Из рисунка 4 видно, что у респондентов с различным уровнем склонности к воздействию рекламы имеются различия в выраженности эмоциональных направленностей, а именно: чем выше уровень склонности к воздействию рекламы, тем выше значимость переживания акизитивных эмоций. Чем выше склонность к воздействию рекламы, тем выше значимость переживания акизитивных эмоций. Для людей с высокой значимостью эмоциональных переживаний, связанных с накоплением и коллекционированием, реклама является источником информации, позволяющей находить интересующие товары и услуги, покупка которых доставит им удовольствие.
Существование различий в выраженности эмоциональных направленностей у респондентов с различным уровнем склонности к воздействию рекламы было также подтверждено