Проблемы и перспективы развития круизного туризма в Прибайкалье
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, круизный рынок страны является одним из наиболее перспективных направлений развития сферы туризма. В Иркутской области круизный туризм относится к числу приоритетных видов туризма. Протяженность эксплуатируемых водных путей в Прибайкалье, в соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р, составляет 9953 км.Основные перевозки в туристических целях осуществляются по акваториям озера Байкал, Иркутского и Братского водохранилищ. Для дальнейшего развития круизного туризма в регионе необходимо развитие маршрутной сети и расширение наземных экскурсионных программ.Цель выпускной квалификационной работы – выявить проблемы и перспективы развития круизного туризма в Прибайкалье.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧНОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ……………………………………………………………………… 5
История развития …………………………………………………….. 5
Тенденции развития ………………….................................................. 9
Требования к организации речных круизных туров………………... 17
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В ПРИБАЙКАЛЬЕ……………………………………………………………... 24
2.1. История развития ………………………………………………………. 24
2.2. Характеристика круизного речного туризма …………………………. 26
2.3. Проблемы и перспективы развития речного круизного туризма......... 29
Выводы по главе 2……………………………................................................ 32
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КРУИЗНОГО ТУРА ПО РЕКЕ АНГАРЕ.......... 33
3.1. Исследование потребительских предпочтений……………………….. 33
3.2. Разработка речного круизного тура и расчет его стоимости………… 35
3.3. SWOT-анализ круизного тура.………………………………………….43
Выводы по главе 3…………………………………………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГОСТ Р 57805-2017 «Водный туризм»
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 – ФЗ от 04.05.2011 г.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 №1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 490 п.2Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2111 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров»
Концепция развития круизного туризма в Российской Федерации до 2024 года от 28 января 2022 г.
Алексеев В.И. История российского туризма: учебное пособие. – Спб.: Д.А.Р.К., 2013. – 428 с.
Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2021. - 560 c.
Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н./Д: Феникс, 2003. - 157 c.
Домницкая, М.И. Круизный туризм в России: впечатляющие перспективы / М.И. Домницкая // Голос России. – 23.11.2009. – № 105. – 12 с.
Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М., 1997.
Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 200 c.
Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер. - М.: Юнити, 2017. - 787 c.
Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 192 c.
Кречмар, Михаил Книга путешественника, или Дзэн-туризм / Михаил Кречмар. - Москва: РГГУ, 2018. - 703 c.
Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2006. - 85 с.
Петрова, И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов, С.А. и др. Речные круизы: Путеводитель / И.Ф. Петрова. – М.: Симон-Пресс, 2002. – 245 с
Опыт эксплуатации судов повлиял на развитие судостроения в России. Так, уже упомянутая выше компания «Кавказ и Меркурий» в 1914 году спустила на воду теплоходы «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», которые считались самыми масштабными проектами постройки того времени.История советского круизного туризма началась в 1957 году, когда «Интурист» арендовал два судна — «Победу» и «Грузию», на которых осуществлялись морские путешествия вокруг Европы и Одессы в Ленинград.Во времена СССР, когда поездка за рубеж была большой редкостью и символом престижа, круизы пользовались огромной популярностью среди советских граждан. Конечно же, в основном это касалось не морских круизов, а речных — в первую очередь, по Волге и ее притокам. Такие круизы пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации и доставались работникам крупных предприятий значительно дешевле реальной стоимости, всего за 30%. Иногда скидки достигали 90−95%.Монополист на советском туристическом рынке «Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов. В целях рекламы туристских поездок в Советский Союз «Интурист» издавал туристские проспекты, буклеты, плакаты, рекламные туристские фильмы, проводил рекламу по радио и телевидению, а также и через советскую и иностранную прессу.