Психолого-педагогические формирования готовности к труду старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью посредством профориентации.
Кем быть? В современном обществе всегда стоял и стоит вопрос о выборе профессии, наполнена огромным смыслом это словосочетание, эмоциями, ожиданиями, тревогами и проблемами. Ведь как удачно или неудачно от принятого решения в подростковом периоде зависит судьба этого человека, его человеческое счастье, социальная необходимость в обществе и профессиональная деятельность в будущем. Каждый выпускник школы задавал и задает себе этот вопрос. В выборе профессии стоит не только у нормально развивающихся старшеклассников, но и у лиц с интеллектуальными нарушениями. Возникшая проблема у подростков, имеющие те или иные интеллектуальные нарушения, заканчивающие школы VIII вида в силу своих особенностей, выпускникам коррекционных школ очень трудно сориентироваться на современном рынке труда, поэтому стоит вопрос об актуальности тех или иных профессий.
Оглавление
Глава I. Теоретические основы исследования. 6
1.1 Профориентационная ориентация со старшеклассниками в школе VIII вида 6
1.2 Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах VIII вида. 12
Глава II. Практические основы исследования. 20
Список литературы
1. Ананьева, Т. Графическая беседа «Мой профессиональный выбор» [Текст] / Т. Ананьева // Школьный психолог. – 2019. – №24. – С. 16–17.
2. Борщанская, М. К. Создание воспитательной системы в школе VIII вида [Текст] // Дефектология. – 2021. № 4. – C. 9 – 10.
3. Дуброва, Т. И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Коррекционная педагогика. – 2019. – № 5 (35). – С. 46–51
4. Игровой метод в профориентации: методические рекомендации [Текст] / ред. Е. А. Климова / Пермский государственный педагогический институт. Пермское объединение «Структура», 2019. – 70 с.
5. Карпилина, Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении [Текст] / Р. П. Карпилина. – Волгоград, 2022. – 311 с.
6. Копылова, Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология, 2019. – №5. – С. 75 – 78
7. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. М. : Образование Плюс, 2022. – 120 с.
8. Липа, В. А. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие [Текст] / В. А. Липа. – Донецк, 2022. С. 4 – 7.
9. Матвеева, Н. Б. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н. Б. Матвеева, Е. С. Погостина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – №3. – С. 47–54.
10. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. – М. : Педагогика, 2022. – 160 с.
11. Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст] / Л. М. Митина. – Москва: «Флинта», 2018. – С. 15 – 16.
12. Муравьёва, Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников [Текст] / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 5(35). – С. 75 – 80.
Цель программы – создание условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию обучающихся, их подготовка к адекватному профессиональному самоопределению, развить способность к профессиональной адаптации в современных условиях.
Задачи – информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности; формировать установки на необходимость профессионального самоопределения; диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии; формирование профориентационных компетенций обучающихся.
Адресат – обучающиеся, родители, классные руководители. Форма работы – основная форма работы – групповая, основное содержание, которой составляют игры. Программа включает в себя три этапа: цикл бесед (классных часов) с обучающимися на предмет их профориентации, проведение с обучающимися серии коррекционных профориентационных игр, цикл работы с родителями. Планируемый результат программы: адекватный, осознанный выбор профессии обучающимися специальной (коррекционной) образовательной организации.