Эмоциональное здоровье старшеклассников с разной степенью вовлеченности в интернет-коммуникации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эмоциональное здоровье является необходимой составляющей формирования личности и благополучия, как отдельного человека, так и общества в целом. Как в глобальном плане, здоровья общества, так и в индивидуальном, каждый участник заинтересован в сохранении и повышении психологического здоровья. Поэтому актуальной задачей психологии стоит изучение данного феномена и разработки методов сохранения и восстановления эмоционального здоровья индивида. Так же важной частью общества является подрастающее поколение, поэтому особое внимание науки падает на подростков на которых оказывает большое влияние меняющийся стиль жизни. В нынешних реалиях современный подросток сталкивается с большим количеством внешних факторов, оказывающих большое влияние на них. Так одним из наибольших изменений можно назвать тесную связь жизни с информационными технологиями и изменения связанными с этим.
Оглавление
1.1 Понятие и специфика эмоционального здоровья. 5
1.2 Понятие киберкоммуникативной зависимости. 12
1.3 Факторы риска нарушения эмоционального здоровья у подростков. 15
2.1 Этапы и выборка исследования. 21
2.2 Методы и методика исследования. 22
2.2.2 Тест интернет-зависимости Кимберли-Янг. 23
2.2.3. Тест эмоционального интеллекта, ЭмИн (Люсин Д.В.). 24
2.2.4 Опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП» (В.И. Моросанова). 25
2.2.5. Диагностика уровня эмпатический способностей В. Бойко. 26
2.2.6. Шкала психологического благополучия Рифф.. 26
2.2.7. Способы совпадающего поведения Лазаруса. 27
2.3 Результаты исследования. 29
2.4 Описание результатов и выводы по ним.. 36
2.5 Профилактика интернет-зависимости.. 38
Список использованной литературы.. 44
Список использованной литературы
- Бурова (Лоскутова), В.А. Результаты исследования интернет-зависимости среди пользователей Рунета /В.А. Бурова (Лоскутова) //Тезисы докладов 60–61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. – Новосибирск, 2000.
- Янг, К.С. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.
- Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22
- Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
- Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.
- Лебедева, Е.И. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал практического психолога. – 2006. – № 2. –42-52с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 672 с.
- Регуш Л. А. Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005. –400с.
- Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963. №5. – 38-47с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 992 сХилько О.В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 56–60.
- Минаков A. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности // Психология и интернет, Ноябрь 22, 1999
- Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. // М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с.
- Коптелова Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 547-549
- Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. // Ростов-на-Дону, 2002. 60 с
В поведенческой сфере, по мнению Г.Э. Брынина, происходят следующие изменения: неорганизованность, безответственность, импульсивность, протест общепринятым моральным правилам и стандартам.
В эмоциональной сфере - отчужденность, неустойчивость в проявлении эмоций, снижение саморегуляции; низкая стрессоустойчивость; повышенная степень озабоченности;
В когнитивной сфере у такого подростка наблюдаются следующие изменения: усиление механизации рационализации - интеллектуального оправдания аддикции. Изменение паттернов поведения.
В мотивационной сфере появляется повышенное внимание к объекту аддикции.
Исследуя киберкоммуникативную зависимость важно отметить разработанную в 1999 году К. Янгом модель ACE, которая отображает доступность, контроль и возбуждение, играющие важные роли в развитии Интернет-зависимости.