Еврейская тема в прозе Улицкой
Введение
Имя Людмилы Улицкой стало широко известно отечественным читателям в начале 1990-х годов, благодаря публикации в журнале «Новый мир» рассказа «Сонечка» (1992). К этому времени Л. Улицкой было сорок девять лет. Внешность писательницы уникальна не только из-за ее зрелого возраста, но и из-за ее профессионального опыта в области генетики, работы в еврейском театре, сценариев двух фильмов – «Сестры свободы», «Всеобщая женщина». Самым ранним литературным произведением является стихотворение, частично включенное в роман «Медея и ее дети».
В 1980-х годах Улицкая занималась различной литературной работой, начиная с детской драмы, детской драматургии, радиовещания, написания статей для кукольных спектаклей, прозы и комментирования пьес в Министерстве культуры. Она также переводила стихи со сносками.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Описание литературных тенденций 90-х годов….…………………….6
Глава 2. Исследование особенностей становления и развития творчества
Л.Улицкой………………………………………………………………………..15
Глава 3. Анализ еврейской темы в прозе Л. Улицкой (на примере романа «Даниэль Штайн переводчик»)……………………………………………………………………..19
3.1 История создания произведения……………………………………………19
3.2 Роман в критике
3.3 Образ главного героя………………………..20
3.4 Вопрос веры и еврейская тема………………………………………………26
Глава 4. Методическая разработка урока
Заключение…………………………………………………………………….....41
Список использованных источников…………………………………………...42
Список использованных источников
1. Белик А.А. Психология религии Э. Фромма и А. Маслоу // Религии мира. М., 1989.
2. Белик А.А. Концепция А. Маслоу - шаг на пути создания синтетической теории человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1991. №3.
3. Быков Л. «Сонечка» и другие // Урал. – 1994. – №2-3. – С. 287-288.
4. Желобцона С.Ф. Сюжегообразуюшая функция сна в романах Л. Улицкой и К. Вольф «Размышления о Кристе Т.» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. В 2 тт. М., 2003.
5. Желудков О.С., Любарский К. Христианство и атеизм. Изд. "Жизнь с Богом", Брюссель, 1982.
6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
7. Золотопосов И. Чувствительность с приставкой «нео» // Московские новости. – 1993. – №6. – С. 5.
8. Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л.Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. – Киров. 2003.
9. Казарина Т. Бедные родственники: Людмила Улицкая. Серия «Первая книга». – М., «Слово». 2004.
10. Колядич Т.М. Можно ли считать «женскую прозу» явлением // Проблема эволюции русской литературы XX пека. Вып. IX. М., 2003.
11. Колядич Т. Своеобразие организации циклов рассказов Л.Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания. Магнитогорск, 2004.
12. Кузичева Л.В списках значится... «Вечная Сонечка»? // Книжное обозрение. – 1993. – №50. – С. 13.
Самые замечательные достижения современной литературы связаны с глубоким изучением человеческого существования. В распоряжении современного писателя находится богатый арсенал приемов и выразительных средств, разработанных в прошлом различными литературными течениями.
За последние два десятилетия уровень стилистической оснащенности современных писателей серьезно повысился. Русская литература напрямую связана с процессом возвращения классического наследия русской литературы ХХ века в литературный обиход и связана с ликвидацией двух направлений современной литературы - разделения на русскую и русско-эмигрантскую литературу. В первой половине 1990-х годов, эти тенденции в конечном итоге слились в единый канал современной русской литературы.
С устранением идеологического контроля государства над литературным процессом и коммерциализацией литературной продукции задача независимой общественной оценки произведений искусства стала актуальной. Вот почему институт, присуждающий литературные премии, начал играть важную роль в литературном процессе в 1990-х годах.
В дополнение к отечественным литературным премиям 1990-х годов Букеровская премия получила большой резонанс и теперь поощряет блестящие достижения современной российской словесности. Процесс номинации на премию за лучший роман предыдущего года и окончательное решение жюри стали едва ли не главными темами литературных журналов в первой половине 1990-х годов. Среди отечественных лауреатов Букеровской премии - М. Харитонов ("Линия судьбы, или Сундучок Милашевича"), В. Маканин ("Стол, покрытый сукном, с графином посередине"), Б. Окуджава ("Упраздненный театр"), Г. Владимов ("Генерал и его армия"), А. Азольский ("Клетка"), М. Бутов ("Свобода").