Исследование взаимосвязи саморегуляции и произвольной активности с показателем субъективного переживания благополучия у молодых людей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена растущим пониманием роли саморегуляции в жизнедеятельности личности и её субъективным переживания благополучия. Исследованиями субъективного благополучия в зарубежной психологии занимались ранее такие ученые как М. Аргайл, Э. Динер, а в отечественной науке Абульхановая-Славская, Р.М. Шамионов.
В жизни современного общества имеется ряд факторов, негативно сказывающихся на функциональном состоянии человека. К ним относятся и высокий темп жизни, и нескончаемые информационные потоки, и высокие требования к профессиональной деятельности, высокая ответственность, боязнь потерять работу, а также нестабильная социальная ситуация. Все это предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен соответствовать не только для достижения положения в обществе и определенного социального статуса, но и для обеспечения себе достойной жизни, достойного существования. Человек испытывает и переживает огромные физические и психические нагруз
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 6
1.1 Подходы к саморегуляции и произвольной активности в зарубежных и отечественных научных исследованиях 6
1.2 Понятие психологического благополучия личности 19
1.3 Объективные и субъективные факторы, влияющие на психологическое благополучие личности 25
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Результаты эмпирического исследования 51
2.3 Анализ результата эмпирического исследования 58
2.4 Практические рекомендации по профилактике психологического неблагополучия личности 60
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 2003. - 288 с.
2. Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. - М.: Ред-Пресс, 2018. - 177 с.
3. Аргайл М. Психология счастья. — 2-е изд. — СПб: Питер. 2003. - 271с.
4. Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2018. - 222 с.
5. Барамыгина, Т. В. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86253/ (дата обращения: 08.02.2023).
6. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Рось, 2019. - 150 с.
7. Богданова Е. Л. Конкурентоспособность работников на предприятии (методологический аспект) / Е. Л. Богданова // Социологические исследования. – М., 1992.
8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 19–25.
9. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.
10. Боярницев В. П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск, 1989. — 40 с.
11. Василенко В.Е, Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: Гендерный и возрастной аспекты // Конференция Горизонты зрелости – 2015. - С. 148-153. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25199493 (дата обращения: 07.02.2023).
12. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
13. Водопьянова, Н. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса. // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб: Изд-во СПбГУ, — 1998. - С. 188-202.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт.: Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
15. Головин С. Ю. Словарь психолога — практика Минск Харвест, 2001. — 975 с.
16. Демидова И. Ф. Жизненный мир как основа профессионального становления студента // Российский психологический журнал. - 2018. - № 2. - С. 47–56.
17. Деркач А. А., Зазыкина В. Г. Акмеологияю - СПб: Питер, 2003. — 256 с.
18. Дикая Л. Г. О роли психофизиологической саморегуляции в повышении психической устой¬чивости человека-оператора // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. - М., 1984.
19. Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Пс
Таким образом, психологическое в которой необходимо выделить когнитивную и эмоциональную составляющие. Кроме того, психологическое благополучие есть результирующая реального успеха поведения и деятельности, удовлетворенности межличностными отношениями и общением.
Проблема психологического благополучия все чаще становится предметом исследований психологов. Это связано с острой необходимостью в науке и психологической практике определить, что является основой внутреннего баланса личности, из чего она состоит, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в ее основе. Как она участвует в регуляции поведения, насколько это возможно помочь личности в решении проблемы благополучия.
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕСаморегуляция и ее взаимосвязь с показателем субъективного переживания благополучия обладает огромным значением у молодых людей, именно уровень сформированности саморегуляции и показатель субъективного переживания благополучия влияет на социальное развитие ч