Использование нейропсихологических методов для формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией

Скачать дипломную работу на тему: Использование нейропсихологических методов для формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией. В которой определено описание понятия и содержания функционального базиса импрессивной речи. Изучен анализ и описание особенностей функционального базиса импрессивной речи при алалии.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.07.2025
Объем файла
678 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с теми или иными нарушениями развития, в том числе и речевого.Статистика речевых нарушений у дошкольников по России содержит сравнение периодов 80-х гг. с периодом с 2004 года по 2014 год. Если в 80-х гг. нуждались в помощи лишь 25% детей, то согласно данным Минздрава за период с 2004 года по 2014 год было выявлено увеличение частоты случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем на 44%. (Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации. -М., Минздрав РФ, 2015 г.).Одним из значимых показателей лингвистического развития является уровень развития понимание речи. Диагностикой и коррекцией нарушений импрессивной речи у детей занимались многие отечественные ученые, логопеды: Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Орфинская, Н. Н. Трауготг, Т. Б. Филичева, Т.Г. Визель и др.
 

Оглавление
Введение 3
I. Современные подходы к изучению процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 7
1.1. Понятие и сущность функционального базиса импрессивной речи 7
1.2. Эволюция представлений о процессе формирования импрессивной речи у детей 16
1.3. Становление функционального базиса импрессивной речи у дошкольников в онтогенезе и при различных вариантах дизонтогенеза 19
1.4. Особенности специфических нарушений процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 27
1.5. Обзор педагогических методов и приемов коррекции процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 31
Выводы по I главе 34
II. Выявление уровня сформированности функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией (констатирующий эксперимент) 35
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 35
2.2. Методика обследования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
Выводы по II главе 61
III. Стратегия и содержание процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией с использованием нейропсихологических методов (формирующий эксперимент) 62
3.1. Цель и задачи формирующего эксперимента. Методы коррекции нарушений формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 62
3.2. Содержание и организация обучающего эксперимента 66
Выводы по III главе 80
Заключение 81
Список литературы 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова Л. И., Ласеев А. А., Тюрина И. Ш. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. — 2002. —№ 5. — С. 3—9.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб-мое пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С.— М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001.— 272 с.
Александрова Н. А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта // Дефектология. — .2003. — № 4. — С. 30—33.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М., 2007. — 351с.
Бадалян Л. О. Детская неврология.— 3-е изд.— М.: Медицина, 1984. —567 с.
Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). —М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. – М. : Издательств «Грифон», 2019. 256 с.
Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 84с.
Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (тесты по исследованию высших психических функций) / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2009. - 23 с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 384с. - (Высшая школа).
Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн., кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: учеб. для вузов / Л.С. Волкова. - М.: Владос, 2004. - 480 с.
Вопросы логопедии: Сб. статей / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. —253 с.
Выготский Л. С. Младенческий возраст. — Т. 4. — М., 1984 . — С. 286—317.

По мнению Л.М. Шипицина [68] снижение у детей основных мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, систематизации) приводит к сложностям в усвоении языка, а именно значений языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики). Ребенок не может правильно подобрать верноые языковые единицы (слово, морфему) в процессе своего высказывания. Также наблюдается несформированность звукового образа слова вследствие недостатков слухового восприятия, ограничения формирования смыслового компонента выразительных средств устной речи.К числу ведущих отклонений речевого развития относятся и порождение речевого высказывания и понимание, поскольку ребенок испытывает трудности в удержании сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания).Перечисленные особенности формирования речевой деятельности у таких детей создается нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм речевого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи.При различных вариантах дизонтогенеза дети испытывают сложности в освоении лексико-грамматической стороной речи.