Особенности формирования и реализации маркетинговой стратегии на предприятиях сферы услуг
ВВЕДЕНИЕ
В период глобальных экономических и политических изменений в стране и в мире повышается гибкость, адаптивность и самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Вместе с тем усиливается и роль конкуренции, как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Назрела необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства достижения выбранного пути развития и это должна быть комплексная стратегия развития предприятия.С усилением конкуренции на всех видах рынков особую актуальность приобретает маркетинговая деятельность компании. Маркетинг в широком смысле, представляет собой организацию и управление производственно-сбытовой деятельностью организации в развитой рыночной экономике, включающая разработку товаров (услуг).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ……....6
1.1. Субъекты отрасли сферы услуг в городе Иваново…………………………6
1.2. Анализ экономических показателей субъектов сферы услуг на территории города Иваново…………………………………………………………….12
1.3. Перспективы развития отрасли сферы услуг города Иваново……...……23
Выводы по главе 1……………………………………………………………….30
2. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………..……………………………………..32
2.1. Современные направления маркетинга услуг……………………………32
2.2. Инструменты маркетинговой политики в сфере услуг……………….…..45
2.3. Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий в сфере услуг………………………………………………..……………………………..49
Выводы по главе 2……………………………………………………………….57
3. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ В СФЕРЕ УСЛУГ………………………………………………………...………………….59
3.1. Оценка емкости рынка, сегментирование потребителей………..……….59
3.2. Анализ эффективности маркетинговых мероприятий………………..…..65
3.3. Рекомендации по развитию маркетинговой стратегии компании…….....75
Вывод по главе 3………………………………...……………………………….83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….……………….88
СПИСОК
1.Аакер, Д . А. Маркетинговые исследования [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Аакер, В. Улар. – СПб. : Питер, 2019. – 256 с.
2.Аксенова, К. А. Реклама и рекламная деятельность. Конспект лекций [Текст] : пособие. для подг. к экзам. / К. А. Аксенова. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 96 с.
3.Альтшуллер, И. П. Стратегия и маркетинг: две стороны одной меда- ли, или просто – о сложном [Текст] : учебник / И. П. Альтшуллер. – М. : Де- ло, 2019. – 234 с.
4.Баркан, Д. И. Управление продажами [Текст] : учебник / Д. И. Бар- кан. – М. : КНОРУС, 2018. – 608 с.
5.Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] : учебник для студентов вузов / Г. Л. Багиев. – СПб. : Питер, 2018. – 576 с.
6.Баканов, М. И. Теория экономического анализа [Текст] : учебник / М. И. Баканов. – М. : Финансы и статистика, 2018. – 288 с.
7.Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта [Текст] : учеб. пособие / И. Т. Балабанов. – М. : Финансы и стати- стика, 2020. – 244 с.
8.Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 366 с.
9.Беляевский, И. К. Маркетинг [Текст] : учебник / И. К. Беляевский, Л. А. Данченок, А. В. Коротков, А. А. Романов. – М. : МЭСИ, 2019. – 188 с.
10.Берзинь, И. Э. Экономика фирмы [Текст] : учеб. пособие / И. Э. Берзинь. – М. : Институт международного права и экономики. 2019. – 251 с.
11.Бланк, И. А. Управление торговым предприятием [Текст] : учебник/ И. А. Бланк. – М. : ЭКМОС, 2019. – 416 с.
12.Брянцева, И. А. Малое предпринимательство как экономическая категория [Текст] / И. А. Брянцева // Общество и экономика. – 2020. – №9. – С. 12-17.
13.Винокуров, Ф. Н. Повышение эффективности деятельности пред- принимательских структур на основе использования рекламных инструмен- тов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М. : МАП, 2019. – 132 с.
Главная проблема для сферы услуг – это возможная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения и занятости людей в текущем году. Именно от доходов зависит не только рост, но и развитие сферы услуг, особенно в сегменте необязательных услуг. Если реальные доходы населения в текущем году упадут по сравнению с 2021 г. на ожидаемые 7-9%, а это примерно около 5 трлн. рублей выпадающих доходов, то сфера услуг, очевидно, войдет в зону не глубокого, но заметного спада. Усугубляет этот сценарий тот факт, что при таких объемах выпадающих доходов часть населения обязательно поменяет свою модель экономического поведения с потребительской на сберегательную. Причем экономить люди будут преимущественно не на продовольственных товарах, а на необязательных услугах и непродовольственных товарах.Учитывая, что сфера персональных услуг населению достаточно гибкая отрасль, с абсолютно некритической импортозависимостью, не требующая сверхкомпетентных знаний и образования (кроме отдельных высокотехнологичных сегментов), а также тот факт, что сервисная отрасль состоит преимущественно из малых частных предприятий, можно предположить, что текущие и ожидаемые экономические проблемы могут быть устранены за краткосрочный период.Следует иметь в виду, что сфера услуг наряду с торговлей является потребительским сегментом экономики. Поэтому от того, с какой скоростью и интенсивностью будет проходить компенсационный процесс сопротивления сложившимся форс-мажорным обстоятельствам, во многом будет зависеть качество жизни населения России.