Социально - психологическая адаптация детей к обучению в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности для ребенка. Это увеличение физических и эмоциональных нагрузок. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебным занятиям, школьным заботам. С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, несвязанных с его предыдущим опытом, но при этом требующих максимальных физических и интеллектуальных сил. Ребенку непривычны и режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми хочется тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Тяжело ребенку следить за мыслью учителя и не отвлекаться, с трудом приходиться сидеть в нужной позе целый урок.
В.А.Мижериков считает, что приспособление (адаптация) первоклассника к обучению в школе происходит не сразу. Требуется не день и даже не неделя, чтобы освоиться в школе. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Изучение проблемы социально - психологической адаптации детей к обучению в начальной школе и пути ее преодоления………………8
1.1. Понятие социально - психологической адаптации детей к обучению в начальной школе…………………………………………………….8
1.2 Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………..13
1.3. Психолого-педагогические особенности адаптации детей к школе…...21
Выводы по первой главе…………………………………………………….....30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социально - психологической адаптации детей к обучению в начальной школе ……31
2.1. Диагностика исходного уровня социально - психологической адаптации детей к обучению в начальной школе……….31
2.2. Программа социально - психологической адаптации детей к обучению в начальной школе ………………………..40
2.3. Анализ экспериментальной работы……………………………………...51
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..58
Заключение……………………………………………………………………..60
Список литературы………....62
Приложения…………………………………………………………………….67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская.Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] /Э.Александровская, //Журнал прикладной психологии.- 2000.-№6
2. Аниденкова М.М. Социальная адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной среды//Гуманитарные научные исследования.2014.
3. Анцбор, М. М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём [Текст]: учеб. -метод. пособие / М. М.Анцбор, Н.Ф.Голованова.-М.: Просвещение,2007. -144с
4. Артемов,С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст] /С.Д.Артемов. -М.,1990.-180с
5. Артюхова,И.С. В первом классе- без проблем [Текст] /И.С.Артюхова. -М.: Чистые пруды,2012.-32с.
6. Афанасьева,Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе//[Текст] Н.В.Афанасьева, Е.Н.Дубиненкова-Вологда,2012.-157с
7. Бабаева,Т.И. У школьного порога [Текст] /Т.И.Бабаева–М.,2003.–203с.
8. Безруких, М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика [Текст]:/ пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефремова. - М.: Академия,2012.-240с.
9. Боброва Л.В. Адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе [Текст]/ БоброваЛ.В – Москва2016
10. Божович,Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте[Текст]/ Л.И.Божович – М.:Педагогика,1968.– 214с
11. Буре,Р.С. Готовим детей к школе [Текст]/ Р.СБуре –М.,2001.–96
12. Венгер,А.Л. Как дошкольник становится школьником? //№8, с.99-105 Дошкольное воспитание [Текст]/ Л.Венгер–1995.–№8.– С.66-74.
13. Венгер.Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? [Текст]/ Л.А.Венгер,А.Л.Венгер.-М.,1994
14. Вискунова,В.Н.Моипомощники-родители [Текст] / В.Н.Вискунова //Начальная школа.-2009.-№ 8.-C.87-94.
15. Волочков, А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности школьника (теория, практика, диагностика) [Текст]/ А.А. Волочков. – Пермь: издательство ПОИПКРО.– 2002.–262с
16. ГафароваР.И. Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста [Текст]/Р.И. Гафарова -М.:Олимп, Сборник научных трудов2016.
17. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации //Философские проблемы эволюционной теории[Текст]/А.Б.Георгиевский -М.,1971.– С.27-37.
18. ГусейноваН.А. Адаптация первоклассников к школе//[Текст] /Н.АГусейнова -Социальная сеть работников образования, 2013.– С.15-18.
19. Гуткин,Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]/Н.И.Гуткин – М.:Образование,1996.– 184с.
20. Давыдов,А.В.и др. Психологический словарь[Текст]/А.В.Давыдов– М.,2000.– 448с.
21. Дубровина,И.В.,Данилова,Е.Е., Прихожан, А.М.Психология[Текст]/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан–М.,2003.–464 с.
22. Дубровинская,Н.В.,Фарбер,Д.А.,Безруких,М.М. Психофизиология ребенка [Текст] /Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких –М.,2013.– 144с.
23. Дмитриев А.С Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. [Текст] / Журнал "Начальная школа +дои после"№82006
24. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. [Текст]/Журавлев. Д. Журнал. Народное образование 2002-
25. Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе//[Текст]/ Молодой ученый Заика Д.А.—2014.—№12.—С.333-335.
26. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб.,2003.– 205с.
27. Казакова О.В. Школьная адаптация и дезадоптация у детей младшего школьного возраста// [Текст] / О.В. Казакова - Социальная сеть работников образования, 2013.– С.9
28. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева,Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст]/ Г.М.Коджаспирова, Л.В.Борикова, Н.И.Бостанджиева–М.,2000.–272с.
29. Костяк Т.В. Психологическая адаптация к школе [Текст]/Т.В.Костяк-М.: «Академия»,2016.
30. Котова К.В Особенности протекания адаптации первоклассников к школе//[Текст]Международный студенческий научный вестник. К.В.Котова–2017.– №2– С.54-54
31. Куприна Ю.П. Теоретико-методические особенности социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии //[Текст] Ю.П.Куприна- М: -Социально-экономические явления и процессы№ 32014.
32. КривошапкинаЛ.А. Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста//[Текст]/Л.АКривошапкина-Социальная сеть работников образования, 2013.
33. Куфтяк Е.В Психологический анализ условий адаптации детей //[Текст]/Е.В.Куфтяк-Вестник Костромского государственного университетаим. Н.А.Некрасова–2015.-№ 5
34. Люблинская,А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст]/ А.А.Люблинская– М.,1977.–224с.
35. Меттус,Е.В.Система работы попроблемам будущих первоклассников [Текст]/Е.В.Меттус-М.:Учитель,2007.-302 с
36. Мухина,В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С.Мухина–М.,2003.–456 с.
37. Мухина,В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] /В.С.Мухина–М. 2000.– 175с
38. НиконенкоВ.К. Адаптация первоклассников к школе.//Интернет-ресурс: Netparents.ru.,02.102013.
39. Петрова Л.И. Дестккая психология. Адаптация ребенка в современном мире[Текст]/Л.И.Петрова.-Ростовн/Д.: Феникс,2007.-385с.
40. ПлатоноваА.А. Успешное завтра будущего первоклассника [Текст]//
Нач. школа.,2005,№ 5.
41. Погодин,И.А. Психология поведения [Текст]: пособие для студентов вузов / И.А. Погодин. – Мн.: Тесей, 2009. – 208с. – Библиогр.: 98 –103с.
42. Подласый, И.П.Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый – М.,2002. – 464с.
43. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. [Текст] /И.П.Подласый -М.,2002
44. Пряникова М.Г. Программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению [Текст]//М.Г Пряникова–М.,2013
45. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. [Текст]//С.И Семенака – М.: АРКТИ,2012. –72с.
46. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова – Ростовн/Д.,2003. –160с.
47. Ульянова Т.Д. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов [Текст] // Т.Д. Ульянова – Начальная школа.1996.-№7.
48. Цукерман, Г.А.,Поливанова, К.Н.Введение в школьную жизнь [Текст]/ Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск,1992.–133с.
49. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу [Текст]: Научно-методический журнал// Начальная школа. –2014.-№8.-С.15
50. Юдина С.Ю. Журнал «Начальная школа до и после» [Текст] /С.Ю. Юдина – М.:. 2004. - №8
51. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Проверено 25.01.22)
Следовательно, в процессе проведения комплекса занятий с детьми произошли определенные изменения: первоклассники стали более сосредоточенными, уверенными, им стало проще вступать в беседу, они больше говорили на тему упражнения, меньше отвлекались на посторонние предметы, повысился уровень инициативности детей младшего школьного возраста. Тренинг учит детей адекватно оценивать свои достижения, возможности и способности, а также обучает навыкам сотрудничества в коллективе в процессе совместной деятельности.
Помимо тренинговых занятий, нами соблюдались следующие условия в процессе обучения младших школьников: Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения; Организация активного досуга первоклассника (проведены музыкальные игры на переменках); Использование спортивных упражнений на уроках, вовремя физ. минутки; Активный отдых на свежем воздухе после уроков.