Агрессивность как черта личности и агрессивный характер различия, специфика и отличительные признаки. Возможности психологической коррекции

Скачать дипломную работу на тему: Агрессивность как черта личности и агрессивный характер различия, специфика и отличительные признаки. Возможности психологической коррекции. В которой определены практические рекомендации по профилактике и снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.07.2025
Объем файла
115 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Проблема агрессивного поведения активно исследуется в настоящее время в психологии. Психологическая и педагогическая практика, обращение за помощью родителей свидетельствует о растущем количестве проявлений детской агрессии, что требует детального и всестороннего изучения проблемы агрессивности в раннем возрасте, причин ее возникновения, условий и факторов, которые провоцируют деструктивное агрессивное поведение. Это позволит эффективно освящать проблему в широких кругах, а также разрабатывать новые возможности и подходы к психологической коррекции агрессивного поведения у детей.Проблематикой агрессивности и агрессии занимались известные психологи: А.Г. Долгова, К.Е. Изард, А. Адлер, Э Фромм, А.А. Реан, К. Лоренц, А. Басс, К.Г. Юнг, З. Фрейд, Д. Ричардсон, Р. Бэрон, Д. Доллард, Зильманн, Л. Берковиц и др.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ КАК ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ХАРАКТЕРА, ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1 Понятие агрессивности и агрессии
2 Особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста
3 Возможности психологической коррекции агрессивности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ КАК ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ХАРАКТЕРА
1 Организация и методы исследования
2 Анализ и интерпретация результатов исследования
3 Практические рекомендации по снижению агрессивности у детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А

СПИСОК

Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 183 с.
Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковец. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12476
Ениколопов, С. Н. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124.
Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2014. – 368 с.
Касимова, З. Г. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 111-15. URL: http://e-koncept.ru/2015/95066.htm
Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1972. – № 6. – С. 168-171.
Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 752 с.
Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 328 с.
Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога в образовании / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2000. – 276 с.
Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 61-68.
Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3-18.

Агрессия – конкретное агрессивное поведение в ответ на условия и факторы окружающей среды. В то время как агрессивность – черта личности, склонность реагировать на определённые ситуации агрессивно. Вместе с тем причиной агрессивных действий не всегда является агрессивность личности, и наоборот, агрессивность личности не всегда проявляется в открытых агрессивных действиях.Агрессивность в детском возрасте формируется под влиянием ряда факторов: биологических, семейных и социальных. Агрессия проявляется у детей  в основном физически и вербально, в первую очередь в отношениях в группе сверстников, где дети сталкиваются с необходимостью отстаивать свое мнение и интересы, ступать в конфликтные ситуации, демонстрировать свою власть и значимость.Для снижения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста можно использовать методы игротерапии, арттерапии и психогимнастики. Наиболее эффективными в долговременной перспективе будут комплексные программы, направленные на работу, как с детьми, так и с педагогами и родителями.Исследование особенностей проявления агрессии и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста позволило установить, что для большинства детей характерен высокий уровень агрессии – дети реагируют на конфликтные ситуации импульсивно и враждебно, проявляют агрессию в целях демонстрации власти, в соперничестве.