Активные деривационные процессы в современном русском языке на примере языка СМИ

Скачать курсовую работу на тему: Активные деривационные процессы в современном русском языке на примере языка СМИ. В которой исследовано изучение активных деривационных процессов в современном русском языке. Изучены словесные новообразования в современном русском языке.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.07.2025
Объем файла
150 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники и писатели, имеющие дело со словом профессионально, а также политики, общественные деятели, учёные, журналисты. И, конечно же, лингвисты: «Хотя они призваны непредвзято и всесторонне изучать процессы, которые происходят в языке, им тоже далеко не безразлично всё, что угрожает единству и целостности литературного языка, что расшатывает его норму, разрушает культурные традиции» [13].Традиционно мы понимаем словообразование частью морфологии или лексикологии. После 1990-х годов, исследование начало проявлять диверсифицированную, дисциплинарную, многомерную и многослойную тенденции. После распада СССР в 1991 году, русская речь изменяется и постоянно обновляется. Именно этот аспект позволил ученным расширить исследовательскую область.

Содержание
Введение……………………………………………………...………………………3
1 Теоретические основы изучения процессов деривации в современном русском языке………………………………………………………………………………….6
Понятие о деривации и словообразовании как отдельном явлении деривации…….………...............................................................................….6
1.2 Способы словообразования как явления деривационных процессов…..…8
2 Особенности и тенденции деривационных процессов в современном русском языке……………………………………………………...…………………………15
2.1 Рост агглютинативных черт в процессе образования слов…………….…15
2.2 Наиболее продуктивные словообразовательные типы……….…...………18
2.3 Тенденция к интернационализации как наиболее активный деривационный процесс в языке СМИ……………………………………….……………………………………...21
Заключение………………………………………………….………………………25
Список использованных источников…………………...…………………………28

Список использованных источников
Аверьянова, А. Д. Как рождаются слова / А. Д. Аверьянова. – М., 1989. – C. 21. – Текст: непосредственный.
Адливанкин, С. Ю.,  О предмете и. задачах дериватологии / С. Ю. Адливанкин, Л. Н. Мурзин. – Текст: непосредственный // Деривация и текст: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. – Пермь, 1984.
Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н. Акимова. – М., 1990. – С. 97. – Текст: непосредственный.
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. – М., 2005. – С. 101. – Текст: непосредственный.
Горбачевич, К. С. Вариантность слова и языковая норма / К. С. Горбачевич. – Л ., 1988. – С. 63. – Текст: непосредственный.
Граудина, Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты / Л. К. Граудина. – М ., 1980. – 288 с. – Текст: непосредственный.
Земская, Е. А. О парадигматических отношениях в словообразовании / Е. А. Земская, Т. Н. Волынец. – Текст: непосредственный // Современный русский язык: хрестоматия. Ч. 2. Словообразование. Морфология. – Мн: БГУ, 2005 – 242 с.
Земская, Е. А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. – Текст: непосредственный. – М. : Наука, 1981. – 276 с.
Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. – М., 1999. – С . 91. – Текст: непосредственный.
Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 328 с. – Текст: непосредственный.
Комлев, Н. Г. Иностранное слово в деловой речи / Н. Г. Комлев. – М., 1999. – С . 174. – Текст: непосредственный.
Коряковцева, Е. И. Очерки о языке современных славянских СМИ (семантикословообразовательный и лингвокультурологический аспекты) / Е. И. Коряковцева. – Текст: электронный //Русский язык дома и в школе. – 2017. – №9. – С. 72 – 75. 

Образование слов по ранее продуктивным моделям может по ряду причин затухать, и, наоборот, в активный словообразовательный процесс могут вовлекаться непродуктивные в прошлом модели. Причинами таких смещений акцентов являются либо потребности самого языка – недостаточность или избыточность тех или иных образований, либо определенный социальный заказ, наконец, просто языковая мода, когда под одну, полюбившуюся модель подгоняются разрозненные и часто неоправданные словообразовательными принципами формы [14].Например, при развитии техники, технологий, производства возникает необходимость в новых наименованиях, которые и создаются по типу имеющихся в языке, только значительно расширяется круг образованных таким образом слов.При усилении аналитических методов освоения новых фактов действительности увеличивается тяга к абстрактным именам, и, следовательно, особенно востребованными оказываются модели, по образцу которых создаются абстрактные существительные с набором характерных для них суффиксов.Например, суффикс -ость, свойственный абстрактным именам, применяется при создании отвлеченных имен существительных от корней, прежде недопускавших подобные образования: русскость, советскость, детскость. Или, например, введение новой бытовой техники приводит к образованию необычных глаголов, поскольку этой техникой в быту надо управлять, т.е. производить определенные действия. В таком случае известные словообразовательные глагольные модели выручают: пылесос – пылесосить; ксерокс –отксерить.