Разработка методов спрямления траектории при полетах воздушных судов различных видов авиации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования и степень её разработанности. С каждым годом расширяется область применения беспилотных авиационных систем (БАС), а вместе с тем растет и их количество. Помимо их широкого использования в армии, существует огромный рынок БПЛА в гражданском секторе. Возможные области их деятельности включают в себя поисково-спасательную деятельность, наблюдение за окружающей средой, обнаружение загрязнения, мониторинг состояния, выполнение авиационных работ, борьбу с пожарами, картографирование земли, прибрежное патрулирование, пограничный контроль, осмотр высотных сооружение и линий электропередач, разрешение пробок, наблюдение за инфраструктурой, телекоммуникационную ретрансляцию, доставку грузов и охрану преступности, а также появление беспилотных такси и больших грузовых самолетов, и многое другое.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ
1Нормативно-правовое регулирование использования беспилотных авиационных систем
2Существующие способы пассивного противодействия беспилотным воздушным судам
3Существующие методы активного противодействия несанкционированным полетам беспилотных авиационных систем
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ПИЛОТИРУЕМОЙ И БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ
1 Статическое геозонирование
2 Динамическое геозонирование
3 Визуализация пространственных данных. Пространственный анализ данных в ГИС
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СПРЯМЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ПОЛЕТАХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АВИАЦИИ
1 Метод онлайн построения траектории полета БАС
2 Определение закономерностей связывающих параметры ЛА в криволинейной системе координат
3 Построение кусочно-линейной аппроксимации маршрутов полета ЛА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации», 2019. 8 с.
Хохлова Е. В. Проблемы, связанные с увеличением интенсивности применения БПЛА // Air traffic control: спецвыпуск, 2019, с. 20 – 23.
Oxford Research Group. The hostile use of drones by non-state actors against british targets // Remote Control Project, 2016, p. 15 – 17.
Неугодникова Л. М. Системный анализ, управление и обработка информации. Диссертация // Уфа: УГАТУ, 2017. 44 с.
Vagal V., Markantonakis K., Shepherd C. A New Approach to Complex Dynamic Geofencing for Unmanned Aerial Vehicles // Research Gate. 2021 p. 3-4.
Edelsbrunner H., Kirkpatrick D. and Seidel R. On the shape of a set of points in the plane // IEEE Transactions on Information Theory, p. 551–559, 1983.
Oliver J., Cante J., Weyler R., Hernandez J. Possibilities of Particle Finite Element Methods in Industrial Forming Processes // Technical University of Catalonia. 2007, p. 3
Cho J. and Yoon Y. How to assess the capacity of urban airspace: A topological approach using keep-in and keep-out geofence // Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 2018, p. 137–149.
Chen X. The UAV dynamic path planning algorithm research based on Voronoi diagram // 26th Chinese Control and Decision Conference: IEEE, 2014, p. 1069–1071.
Pehlivanoglu Y. A new vibrational genetic algorithm enhanced with a Voronoi diagram for path planning of autonomous UAV // Aerospace Science and Technology №1, 2012, p. 47–55.
Bortoff S. Path planning for UAVs // Proceedings of the American Control Conference №6, 2000, p. 364.
Ковин Р. В., Марков Н. Г. Геоинформационные технологии: Учебное пособие // Томск: ТПУ – 2008, с. 105 – 117.
Calvo N., Idelsohn S., Onate E. Engineering Computations, 2003, p.
Безопасное и эффективное сосуществование пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве является одной из основных проблем в авиации на ближайшие десятилетия. Быстрый рост беспилотных авиационных систем (БАС), гражданских и военных, увеличил спрос на доступ к воздушному пространству, особенно неконтролируемому. Сегодня, с уверенностью можно сказать, что технологии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – будущее авиации. Доставка почты и грузов, патрулирование государственной границы, облёт трубопроводов и коммуникационных сетей, мониторинг лесов, а также оказание помощи при поиске и спасении могут осуществляться посредством беспилотных авиасистем (БАС). Однако, глобальное распространение небольших, дешёвых и простых в эксплуатации БПЛА, в сочетании с рядом недавних инцидентов в области безопасности с участием дронов, заставляет нас задуматься об опасности, связанной с незаконным использованием беспилотных летательных аппаратов. Так 19-21 декабря 2018 года аэропорт Гатвика, Великобритания закрыли на много часов по причине того, что неопознанный квадрокоптер находился вблизи взлетно-посадочной полосы (ВПП). В январе 2019 года зафиксировано уже два инцидента, связанных с участием дронов, один в США, Нью-Йорк, аэропорт Либерти, другой Великобритания, Лондон, аэропорт Хитроу также были закрыты из-за угрозы для взлетающих и заходящих на посадку воздушных судов (ВС). К сожалению, беспилотники трудно обнаружить, в частности, из-за полетов на малых высотах, находящихся вне зоны покрытия локатора, а также очень маленькой эффективной поверхности рассеяния, в силу своих размеров. Поскольку зависимость отраженного сигнала от длины волны и поляризации зондирующего сигнала очень мала, а интенсивность отражения слабая, зачастую фиксируют уровень ложных тревог.