Психолого - педагогическая поддержка семьи в воспитании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
Введение
Семья – это ячейка общества. В ней воспитывается ребёнок. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Только в семье складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения в равной доле заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Безопасность нужна везде. И педагоги отмечают ёё снижение в процессе первичной социализации ребенка. Поэтому очень важно помочь родителям понять, что развитие ребенка, как личности не должно идти кустарным путем.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты «психолого - педагогической поддержки семьи в воспитании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..………7
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» и его значение для жизни семьи и дошкольника …………………………………………………….…………7
1.2. Особенности воспитания основ безопасного поведения в дошкольном возрасте ………………………………………………………………………………...13
1.3. Методы и формы работы с родителями и дошкольниками по формированию основ безопасного поведения …………………………………………………….21
Выводы по главе 1………………………………………………………………….28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ ………………..30
2.1. Выявление сформированности уровня безопасного поведения дошкольников на констатирующем этапе исследования…………………………………..…….30
2.2. Содержание и реализация опытно-экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста ……………………………………….……………………………………….42
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ………………….46
Выводы по главе 2………………………………………………………………….56
Заключение…………………………………………………………………..….......59
Список литературы………………………………………………….……………...64
Приложение 1…………………………………………….…………………….…...69
Приложение 2………………………………………………..……………………...70
Приложение 3……………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.144 с.
Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПб: Детство–пресс, 2015. – 240 с.
Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. / Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. М., 2009.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 2012.
Бажина Е., Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, / Бажина Е., Кипина. 2013. 76 с.
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность и охрана труда. М.: Высшая школа, 2001. 432 с.
Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2010.
Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО. Старшая группа. Для работы с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 16 с.
Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: 2011. 520 с.
Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию. Дошкольное воспитание. 2013. №1 С. 4-9.
Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. М.: Детство-Пресс, 2008. 96 с.
Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика, 1986. 224 с.
Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. М., 2015.
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. / Волчкова В. Н., Степанова Н.В. В., 2014.
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников: Планирование работы, конспекты занятий, игры СПб.: Детство – Пресс, 2011. 128 с.
Гейль О. Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность. Молодой ученый, 2016.
Исходя из этого, мы можем выделить две составляющие, которые в итоге и формируют безопасное поведение: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. И можно сказать формирование безопасного поведения, как составная часть воспитания, рассматривается в широком и узком понимании.По мнению Садретдиновой А.И., «основой повседневной деятельности и поведения ребёнка становятся только осознанные знания, дошкольник осознаёт их в процессе эмоционального переживания [41].Это обеспечивает личностную значимость знаний, их осмысление, а также формирует субъектное ценностное отношение к миру природы и обществу, применение знаний о правилах безопасного поведения в повседневной жизни». На основе субъектного ценностного отношения к сохранению безопасности, у ребенка:- Формируется система ценностей, которые играют роль при решении конкретных задач, по обеспечению личной безопасности;- Формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность ребенка к безопасному типу деятельности;- Развивается способность к анализу собственного поведения и объективной оценке происходящего; происходит экстериоризация знаний, и их практическая реализация. В этом случае дошкольники умеют выбирать безопасное место для той или иной игры, безопасно транспортировать и использовать инвентарь (например, ножницы, оборудование для труда и занятий спортом), учатся осуществлять самоконтроль соблюдения правил безопасности, проявляют готовность к эффективной деятельности в различных ситуациях.