Определение методов предупреждения и разрешения конфликтов, возникших в образовательной среде вследствие различий между поколениями
Введение
Развитие общества строится на взаимодействии поколений, их сотрудничестве и разногласиях, которые могут между ними возникнуть. Каждое поколение имеет свой уникальный облик: мировоззрение, ценности, идеалы, жизненный опыт и отношение к настоящему, прошлому и будущему, традиции и нововведения. Оно развивает то, чего достигло предыдущее поколение, перерабатывая и развивая или оставляя прошлый опыт. Именно этот процесс позволяет развиваться миру. Эти две стороны взаимосвязи поколений – освоение культурного наследия и новаторство – образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном и повседневном облике поколений. Но не всегда взаимодействия между поколениями протекает в форме сотрудничества.
Конфликт поколений может происходить по поводу семейных ценностей, исторической памяти, трудовых отношений, искусства, образования, науки, нравственных устоев, мировоззренческих позиций, эстетических предпочтений, политики и многого д
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социализация личности в информационном обществе 9
1.1 Социализация как процесс социокультурной интеграции личности 9
1.2 Специфика коммуникационных процессов в информационном обществе и их влияние на процесс социализации 17
Глава 2. Теоретические аспекты взаимодействия представителей различных поколений в современном обществе 27
2.1 Теории поколений 27
2.2 Ценностные ориентации молодежи как результат межпоколенческой приемственности 38
2.3 Социализационные различия как причина возникновения поколенческих конфликтов 45
Глава 3. Управление поколенческими конфликтами в образовательной среде 51
3.1 Профилактика поколенческих конфликтов в образовательной организации 51
3.2 Регулирование поколенческих конфликтов в образовательной организации 60
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложение 78
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект, 2004. – 240 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3. Асташова, Ю. В. Теория поколений в маркетинге / Ю.В. Асташова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. ‒ 2014. – Т. 8 ‒ № 1. ‒ С. 108-114.
4. Атаджанов, М. Переходное поколение в современном социуме: от поколения икс к интернет-поколению / М. Атадджанов // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. ‒ 2015. ‒ № 4 (8). ‒ С. 69-73.
5. Бандуркина, Т.С. Забота о старшем поколении / Т.С. Бандуркина // Социальная работа. ‒ 2009. – № 2. ‒ С. 20-28.
6. Беленькая, И.Г. Проблемы социально–экономических прав. Дискриминация в сфере труда [Электронный ресурс] / И.Г. Беленькая. ‒ Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b26/Chapter7%201.htm.
7. Бережнова, Л.Н. Полиэтническая образовательная среда / Л.Н. Бережнова. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2003. – 450 с.
8. Бертон, Дж. Конфликт: разрешение и предотвращение / Дж. Бертон. ‒ Нью‒Йорк: Вильямс, 1990. – 290 с
9. Вересов, Н.Н. Как устранить конфликт в коллективе, или Формула противостояния / Н.Н. Вересов. – М.: Сентябрь, 2014. – 128 с.
10. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 337 с.
11. Гидденс, С. Социология / С. Гидденс. – М.: УРСС, 2005. – 350 с.
12. Глотов, М.Б. Поколение как категория социологии [Электронный ресурс] / М.Б. Глотов. – Режим доступа: ecsocman.hse.ru/data/295/764/1231/005.GLOTOV.pdf
13. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
14. Гофман, И. Представление себя другим в посведневной жизни. / И. Гофман. – М.: Канон-пресс-Ц, 2000. – 304 с.
15. Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
16. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
17. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н.А. Журавлева // Психол. Журнал. – 2006. – Т. 27, № 1. – С. 35-44.
18. Залесский, П. «Вот были люди в наше время»? Что изменилось в жизненных ценностях молодежи за 20 лет (1997– 2018) [Электронный ресурс] / П. Залесский. ‒ Режим доступа: https:// marketingone.ru/files/fa/52/2018_DIGITAL_RESEARCH/GfK.pdf
19. Збровский, Г.Е. История социологии: Учебник / Г,Е, Збровский. – М.: Гардарики, 2004. – 486 с.
20. Зеленков, М.Ю. Социальная конфли
К такому архетипу относятся «молчаливое поколение» (1923–1943) и поколение Z (2003 по настоящее время).
Поколение «пророков» рождается после кризисов, в период восстановления общественной жизни и установления новых порядков в обществе. Такие поколения характеризуются своей яркостью в молодости и ориентированностью на общественные ценности в среднем возрасте. Основное значение таких поколений – совершенствование и обогащение системы моральных и религиозных ценностей. «Пророки» – принципиальные моралисты, которые могут развязать идеалистические войны и призывать к жертвенности. Примером являются «беби-бумеры», родившиеся в период с 1943 по 1963 гг..
Поколение «странников» рождается во время подъема, когда возникают новые социальные идеалы и духовные ценности, молодые люди борются со стары