Особенности памяти в младшем школьном возрасте
Введение
Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.Актуальность изучения памяти обусловлена широкими возможностями практического применения полученных знаний. Все процессы обучения, развивающие технологии, обучающие программы, направленные на коррекцию познавательных способностей были бы малодейственными без закономерностей запоминания и забывания материала.Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей — восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением. Диагностика развития памяти ребенка входит в определение степени его готовности к школьному обучению [4].Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характеристика памяти как психического процесса 5
1.1 Процессы памяти 5
1.2 Виды памяти и их особенности 7
1.3 Законы памяти 9
1.4 Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста 11
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте 17
2.1. Цель, задачи и методики исследования 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 19
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста 21
Выводы по главе 2 22
Заключение 22
Список использованной литературы и иных источников 38
Приложения 40
Список литературы:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова .- Академический проект, 2013 .- 704сБакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Венгер, Л.А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 Дошк. воспитание и 2010 Воспитание в дошк. учреждениях./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. – 256с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Академия Развития, 2007. - 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. «Психология памяти». М.: 1998.
Годфруа, Ж. Психология. Т. 1. /Ж. Годфруа.- М., 2008г,. – 376сГоловей Л.А. (ред.) Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 640 с
Гоник И.Л., Фетисов А.В. (сост.) и др. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. Методические указания. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 52 с.
Занятия, игры, упражнения / Под. редакцией Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002. - 64 сЗинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
Карпенко А.С, Ярошевский М.Г. Эббингауз // История психологии в лицах. Персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — Т. 6. — 784 с.
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. — 512 с.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. — 288 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Память сохраняет связь между отдельными фактами и событиями, иначе бы информация, получаемая от наших органов чувств, была бы бесполезной. Память, осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [1].Память определяет индивидуальность человека и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее, настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее [3].Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, лежащей в основе обучения и развития. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.Память позволяет человеку накапливать и в дальнейшем использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки [7].