Оценка творческого мышления и внимания у детей старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Оценка творческого мышления и внимания у детей старшего дошкольного возраста. В которой определено эмпирическое исследование для оценки роли внимания в развитии творческого мышления. Изучен анализ различных подходов к пониманию творческого мышления и потенциала его развития.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.05.2025
Объем файла
361 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
На протяжении веков история показывает, что успех развития общества во многом зависит от его творческого потенциала, а также от творческих способностей его граждан. В современном обществе это видно наиболее ярко. Современное общество живет в постоянно меняющихся условиях. Быстроменяющийся мир требует от человека быть все более творческим и креативным. Несомненно, творчество как предмет изучения веками привлекало внимание мыслителей, а психология творчества начала складываться уже на рубеже XIX-XX веков.Изучение природы творческого мышления невозможно без изучения закономерностей функционирования различных компонентов мыслительной способности человека. Особое место в познавательных процессах занимает внимание, так как оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы и во многом определяет успешность его функционирования, предполагает анализ и учет множества различных факторов.

Оглавление
Введение……………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления и внимания детей старшего дошкольного возраста………………………..……6
Общая характеристика понятия «творческое мышление» в отечественной и зарубежной литературе…………6
Особенности развития творческого мышления в дошкольном возрасте…………………………………...13
Роль внимания в процессах творческого мышления………16
Выводы по главе 1…………………………..…21
Глава 2. Экспериментальное исследование творческого мышления и внимания детей старшего дошкольного возраста………………………..…..23
2.1. Диагностика развития творческого мышления и внимания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента……..23
2.2. Работа по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента………….35
2.3. Анализ результативности развития внимания, как фактора, влияющего на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента………….40
Выводы по главе 2…………………………..48
Заключение …………………….51
Список литературы…………………54
Приложения………………………...…60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2013. – № 18. – с. 67–79.
2. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. – М.: Прометей, 2018. -708 с. - ISBN 978-5-00172-091-1.
3. 5.Александрова С.Н. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактических игр с элементами ТРИЗ / С. Н. Александрова, М. Р. Шамтиева // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. - с. 122-124.
4. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: Ипран. 2011.
5. Аникина А.П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. - Краснодар, 2016. - с. 23-26.
6. Аникина Н.А. Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском саду / Н.А. Аникина, Е.А. Мезенцева, А.А. Федченко // Символ науки. - 2017. - Т. 2, № 4. - с. 115-117
7. Анисимова Н.П. Общая психология: учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. –О28 Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. -493с. - ISBN 978-5-87555-885-6.
8. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с. ISBN 5-86894-165-9.
9. Барышева Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 300 с. - ISBN 978-5-534-13240-3.
10. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / И.Л. Баскакова. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж-НПО "МОДЭК", 2012. - 64 с. - ISBN 5-87224-093

Несмотря на то что история изучения творчества насчитывает не одно столетие и проблеме развития творческого мышления посвятили свои труды многие педагоги и психологи, исследуя данное явление с разных сторон, до сих пор нет согласованности в понимании его происхождения, определения и условиях развития. Рассматривая понятие «творческое мышление», мы рассматриваем сочетание двух понятий «мышление» и «творчество».По мнению С.Л. Рубинштейна мышление прежде всего является высшим познавательным процессом, как непрерывное взаимодействие человека с объектом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности [35]. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать, как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.Однако в психологии существуют и другие определения. Например, Брушлинский А.В. считает, что мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности [14].Мышление неразрывно связано с другими познавательными процессами: речью, восприятием, вниманием, воображением, памятью. Выготский считал, что речь является не только формой, но и орудием мышления. Выделяя нечто, общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!). Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить [20].