Исследование взаимосвязи переживания чувства одиночества и агрессивности в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Чувства агрессивности и одиночества – это очень актуальная и важная проблема в современном мире, потому что это чувство является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, но в последнее время, вследствие действия целого ряда негативных социальных факторов, проблема одиночества стала очень распространенной для общества, как следствие, она приводит к депрессивным состояниям. Актуальность избранной темы состоит в том, что одиночество и агрессивность является одной из серьезных проблем человечества. Состояние одиночества человек переживает по-разному на протяжении всей жизни. Впервые наиболее остро ощущение одиночества и агрессивности наблюдается в подростковом возрасте в связи с тем, что расширяются и актуализируются социальные потребности. Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с разными людьми, потребность в признании, же
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧУСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Одиночество как психологический феномен 6
1.2. Агрессивность как психологический феномен 13
1.3. Психологические характеристики проявления агрессивности и одиночества у подростков в научной литературе 16
1.4 Теоретический анализ взаимосвязей чувства одиночества и агрессивности у российских подростков 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ. 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Сравнительный анализ различий взаимосвязей агрессивности и чувства одиночества у юношей и девушек подросткового возраста в России. 35
2.3. Взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у российских подростков 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
Психологические рекомендации по коррекции агрессивности и снижению уровня чувства одиночества у российских подростков 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы 51
Список литературы
1. Андрусенко В.А. Словарь духовных и душевных терминов / В.А. Андрусенко. – Екатеринбург, 2009. – 30 с.
2. Бек А. Техники когнитивной психотерапии / А.Бек // Консультативная психология и психотерапия. – 1996. – №3. – С. 1-20.
3. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества / Р.С. Вейс // Сб. статей "Лабиринты одиночества". – М., Прогресс, 1989. – 450 с.
4. Джонг-Гирвельд Д. Типы одиночества / Д. Джонг-Гирвельд, Д. Раадшелдерс // Лабиринты одиночества. – [пер. с англ.]: Н.Е. Покровский. – М.: Прогресс, 1989. – С. 301-319.
5. Дмитренко О. Ю. Индивидуально-психологические особенности переживания одиночества среди молодежи / О.Ю. Дмитренко // Вестник Днепропетровского университета. Сер.: Педагогика и психология. – 2012. – №18. – С. 74-79.
6. Довбий Т.Ю. Проблема одиночества в западной психологической науке / Т.Ю. Долбой // Проблемы экстремальной и кризисной психологии. – 2011. – Вып. 9. – С. 80-89.
7. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте / О.Б. Долгинова. – СПб., 1996. – 151 с.
8. Железнякова Ю. В. Влияние субъективного чувства одиночества на формирование аддиктивного поведения подростков / Ю. В. Железнякова // Проблемы современной психологии. – 2014. – №1(5). – С. 41–46.
9. Железнякова Ю. В. Необходимость коррекции влияния негативного проявления чувства одиночества на формирование аддиктивного поведения подростков / Ю.В. Железнякова // Вестник ОНУ им. И. И. Мечникова. Психология. – 2015. – Т. 20. Вып. 2 (36). Ч. 2. – С. 42-50.
10. Железнякова Ю. В. Одиночество в подростковом возрасте как социально-психологическая проблема / Ю.В. Железнякова // Вестник 49 Днепропетровского университета. Серия: "Педагогика и психология". – 2013. – Вып. 19. – С. 67-74.
11. Закус А.И. Отношение к миру подростков с разным чувством одиночества / А.И. Закус // Вестник психологии и педагогики [Электронный ресурс]: Сборник наук. трудов/Педагогический институт Киевского университета имени Бориса Гринче
Рассматривая о проявления агрессивности в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что «подросток растет в семье, а семья почти всегда является основным фактором социализации, а также является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей».
Э. Фромм подтверждает значение семьи в формировании личности подростка. «Семья – это своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем». По мнению И.Л. Самусенко, современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами: 1) проявлять открыто, получая пинки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета и самореализации, либо не выдерживает: спивается, употребляет наркоти