Изучение конституционально-личностных особенностей младших подростков с психосоматическими расстройствами
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований проблем детской психосоматики определена, в основном, существенным увеличением в единой популяции количества психосоматических расстройств, а также жалоб у детей и подростков. Согласно степени распространенности, они считаются доминирующими из количества неинфекционных заболеваний детского, а также подросткового возраста. Встречаемость психосоматической патологии для этой возрастной категории составляет вплоть до 70% от числа всех детей и подростков, обращающихся больницы.Ухудшение показателей здоровья в контексте нашей работы определяется как повышение тревожности, агрессивности, также формирование предрасположенности к девиантному поведению, обусловленному социальными и воспитательными факторами, появление функциональных расстройств, получивших развитие в начальных классах, которые в разные периоды обучения в школе перерастают в хронические заболевания и изменение частоты и тяжести уже имеющихся соматических заболеваний.
Введение. 5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению конституционально-личностных особенностей младших подростков с психосоматическими расстройствами. 9
1.1 Психосоматическая медицина. Подходы к изучению детской психосоматики 69
1.2 Патогенез психосоматических расстройств у детей в младшем подростковом возрасте. 10
1.3 Психологические особенности детей младшего подросткового возраста. 71
1.4 Конституциональные типы детей младшего подросткового возраста. 69
Вывод по главе 1. 71
Глава 2 Эмпирическое исследование конституционально-личностных особенностей младших подростков с психосоматическими расстройствами. 82
2.1 Программы и методы исследования. 82
2.2 Результаты психодиагностического исследования конституционально-личностных особенностей младших подростков с психосоматическими расстройствами. 86
2.3 Результаты корреляционного анализа между показателями психодиганостических методик. 89
2.4 Рекомендации для родителей,учителей с целью оказания психологической помощи младшим подросткам с психосоматическими расстройствами 89
Вывод по главе 2. 89
Заключение. 93
Список использованных источников. 96
Приложение. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антропов, Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. -Санкт-Петербург.: Речь, 2002. – 560 с.
Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков (клиника, атогенез, систематика и дифференцированная терапия)/ Ю.Ф Анторопов. - М., 1997. - 198 с
Аннар Д. Распространенность психосоматических жалоб среди 8-17-летних детей /Д. Анна, С. Аннамария, Е. Бодзар. // Медицинский еженедельник 2019 март. - № 160(12) – С. 464-472.
Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер; пер. с англ. С. Могилёвского. – Москва.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 362 с.
Бройтигам, В. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад; пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; предисл. В.Г. Остроглазова. – Москва.: ГЕОСТАР МЕДИЦИНА, 1990. -376 с.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 352 с.
Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 446 c.
Волков, Б.С. Детская психология. Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 252 c.
Воронов, М. Психосоматика. Практическое руководство / М. Воронов. –Киев.: Киев Ника-Центр, 2004. – 256 с.
Ганзин, И.В. Основы психосоматики. Интегративное учебное пособие. Психобиосоциальная модель / И.В Ганзин. - Симферополь.: Доля, 2012-184 с.
Знаменок, О.Н. Основные причины развития психосоматических заболеваний у детей / О.Н Знаменок, В.Н. Чалов [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 852-854 – режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9493 (дата обращения: 10.10.2022).
Психосоматическая медицина рассматривается как направление медицины современности, основанное на идее целостного понимания человека. (О.Л Асмоловская, С.Ю Голубев, 2017)Принцип, целиком базируется на единстве тела и души, а также считается базовым компонентом медицины. Кроме того, гарантирует правильный подход к человеку, что необходимо в медицинской специальности и во всех сферах клинического и доклинического обследования и лечения. (В. Бройтигам, 1999)Задача психосоматической медицины определяется тем, что важно найти связи между психологическими признаками переживаний, поведения, а также соматическими процессами и приобретённую картину использовать в терапевтических целях. (В. Бройтигам, 1999).На данный момент важно то, что допускается плюрализм уровней опыта и что научно-исследовательские подходы конкурируют между собой и в то же время остаются открытыми друг для друга. (В. Бройтигам, 1999)Интерес к психосоматической медицине можно наблюдать в работах отечественных исследователей: В.Н. Менделевич, Антропов Ю.Ф., Исаев Д.Н., И.М Сеченов, И.П Павлов, Смулевич А.Б., Жариков Н.М., Кулаков С.А., Малкина-Пых И.Г., и т. д, и зарубежных: Н. Мак-Вильямс Ф. Александер, Г. Аммон, Ф. Данбар, Ш. Ференци, З. Фрейд, В. Бройтигам, и т.д.В истории психосоматической медицины Лаин Энтральго отметил: «Искусство лечения, каковым бы оно ни было, во все времена являлось психосоматическим, и оно должно быть таким, невзирая на вид и характер патологии» (В. Бройтигам,1999).