Особенности жизнестойкости родителей детей с ТНР

Скачать дипломную работу на тему: Особенности жизнестойкости родителей детей с ТНР. В которой определены характеристики жизнестойкости родителей детей с ТНР. Изучено практическое применение результатов эмпирического исследования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.05.2025
Объем файла
315 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования жизнестойкости продиктованы современным устройством общества, характерными его чертами: нестабильностью, постоянным и стремительным экономическим, политическим, социальным развитием. Человек в современном мире находится в перманентном состоянии адаптации к изменяющимся условиям жизни. Кризисные ситуации в жизни человека, безусловно, требуют от него больших затрат для сохранения психологической стабильности, большей жизнестойкости.Кроме воздействия внешних факторов, важно отметить и влияние внутрисемейного положения на человека. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья не просто приводит к изменению статуса, системы функционирования членов семьи. Данное событие переживается очень остро, перед семьей ставятся множество дополнительных задач: лечение, реабилитация и компенсация, устранение информационных пробелов, поиск дополнительных материальных ресурсов.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретический обзор исследований жизнестойкости и особенностей семей, воспитывающих детей с ТНР…………………………. 6
1.1 Понятие жизнестойкости, ее структура, модели 6
1.2 Жизнестойкость в разрезе родительства13
1.3 Особенности семей, воспитывающих детей с ТНР17
1.3.1 Психологические особенности детей с ТНР……………………………. 19
1.3.2 Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ТНР.…………………………………………………………………………. 22
Глава 2 Эмпирическое исследование особенности жизнестойкости родителей детей с ТНР…………………..……………………………….……. 36
2.1 Описание базы, методов и выборки исследования………………………. 36
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей жизнестойкости родителей детей с ТНР………………………………………………………….. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 293 с.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
5. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.  Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития// Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 610 с.
6. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
7. Бразгун Т.Н. Изучение особенностей функционирования семьи и формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология, 2019. №6. С.38-49.
8. Вечканова И. Г. Взаимодействие с родителями как фактор психолого-педагогической абилитации и реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Научный диалог. 2016. №10 (58). С.312-325.
9. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: ФЛИНТА, 2017. 164 с.
10. Гришко Е.А., Ермолова В.М. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. №2. С.28-33.
11. Дружинин В. Н. Варианты жизни. СПб.: Питер, 2010. 156 с.
12. Ильина Г.М. Семья как фактор социально-культурной интеграции ребенка-инвалида: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 СПб., 2004. 225 с.
13. Зайцева И.А. Семья - ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. 2014. №1. С.29-32.

Впервые в психологии о жизнестойкости начали говорить в 1980 годы американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс, которые ввели понятие «hardiness» (в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость»).Понятие «hardiness» рассматривалось как система взглядов, убеждений о себе, своем месте в социуме, мировосприятии, позволяющих выстоять в стрессовой ситуации по возможности сохраняя равновесие и тенденцию к развитию.По мнению авторов введенное ими в психологию понятие помогло человеку определить собственные возможности, принимая при этом личную уязвимость. «Нardiness» - обьединяющее множество характеристик понятие стало своего рода платформой, на которой имеется возможность осмыслять стрессовые эффекты и преобразовывать опыт дистресса в новые способности личности.Впервые в отечественной психологии Дмитрием Леонтьевым в 2000 году затронуто понятии жизнестойкости, так он адаптировал понятие «hardiness»  в русском языке.Словарь А.Ребера дает определение «устойчивый» как характеристику индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Непредсказуемость и беспорядок поведения и настроения является противоположным понятием, «неустойчивость». «Стабильный» («эмоционально стабильный») характеризуется отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений [34].