Анализ особенностей принятия решения на вылет при эксплуатации ВС с отложенными дефектами (MEL)
Введение
Конструкции воздушных судов предусматривают высоконадежное оборудование и системное резервирование. Сертификат типа воздушного судна подтверждает, что ВС и оборудование на нем исправно. Однако, несмотря на это, могут возникать неисправности и задержки рейсов, что влечёт за собой большие эксплуатационные расходы.
Компания Airbus разработала MMEL, основной целью которого является установление баланса приемлемого уровня безопасности полетов и рентабельности при эксплуатации ВС с неисправным оборудованием. MMEL расшифровывается как Master Minimum Equipment List или Основной перечень минимального оборудования (MMEL) и имеет дело с неисправностями в системах, которые оказывают влияние на безопасность полета воздушного судна.На базе основной перечня минимального оборудования (MMEL) авиакомпании создают свой собственный перечень минимального оборудования MEL, который является обязательным документом, разрабатываемым эксплуатантом для каждого воздушного судна своего парка.
Именно
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Главные характеристики основного перечня минимального оборудования MMEL, как основы для будущего MEL 6
1.1 Основные принципы MMEL 6
1.2 Качественный анализ отложенных дефектов в MMEL 9
1.3 Классификация неисправностей 12
1.4 Допуск к эксплуатации воздушных судов с отложенными дефектами 14
1.5 Анализ необходимости MEL 17
2 Анализ полета на основе MEL 19
2.1 Структура MEL и работа с разделами 19
2.2 Способы выявления отказов 28
2.2.1 Выявление отказа, информация о котором поступила от ECAM на E/WD 28
2.2.2 Выявление отказа по другим признакам в кабине пилотов 29
2.2.3 Выявление отказов путем наблюдения 31
2.2.4 Выявление отказа с помощью CFDS/CMS, системной проверкой 31
2.2.6 Сроки устранения неисправностей 34
3 Анализ MEL различных авиакомпаний и разработка рекомендаций по повышению уровня безопасности полетов при использовании MEL 37
3.1 Анализ решений MEL различных авиакомпаний при отказе генератора 37
3.2 Анализ ситуации, в которой отказ может быть ложным 43
3.3 Особенности принятия решений на вылет 48
3.4 Анализ факторов риска MEL 52
3.5 Рекомендации по повышению уровня безопасности полетов при использовании MEL 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воздушный кодекс Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
2. Методические указания «О порядке одобрения, контроля и хранения MMEL и MEL для воздушных судов иностранного производства, эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации» 30.10.2000г. №24.9-261.
3. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"
4. Приказ Минтранса России от 13.08.2015 N 246 (ред. от 20.09.2016) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил"
5. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации 31.07.2009 г. №128.
6. Master Minimum Equipment List Airbus A320
7. Minimum Equipment List авиакомпании ОАО АК «Уральские авиалинии»
8. Minimum Equipment List авиакомпании ПАО «Аэрофлот»
9. https://www.airbus.com/ - официальный сайт компании Airbus
Не может использоваться из-за первичной неисправности.
1.5 Анализ необходимости MELMMEL служит основой для разработки эксплуатантами своих собственных MEL.
Поэтому MEL – это обязательный документ, который должен разрабатываться эксплуатантом для каждого воздушного судна своего парка. Он основан на MMEL и включает в себя конкретные требования национального полномочного органа. MEL гарантирует безопасное выполнение полетов воздушным судном с одним и более неработающим компонентом оборудования.
MEL не только обеспечивает безопасное выполнение полетов, но и способствует тому, что эксплуатант с максимальной выгодой использует имеющийся парк ВС в рамках текущей деятель