Эволюция образа слуги в русской литературе XIX века ( А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. А. Гончаров)
ВВЕДЕНИЕ
Образ является предметом многочисленных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Художественный образ – одна из самых многогранных и сложных литературоведческих и философских категорий, которая используется в работах, относящихся к ведению разных наук, причем в каждом случае меняется ракурс рассмотрения, понимание и определение понятия «образ».
Можно выделить две большие группы проблем, связанных с категорией образности и ее характером: проблема образности на уровне текста и проблема образности языковых единиц. На уровне текста образность рассматривается применительно к различным типам текстов. Однако образность является, прежде всего, основной характеристикой художественного произведения. Образы создают возможность передать читателю то особенное видение мира, которое заключено в тексте и присуще лирическому герою, автору или его персонажу и характеризует их. Поэтому образы играют важнейшую роль в разработке идей и тем произведения, и при интерпретации текста о
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ СЛУГИ В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX в. 6
1.1. Художественный образ как категория литературоведения 6
1.2. Традиции изображения парных образов слуги и господина в отечественной литературе 14
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОБРАЗА СЛУГИ В КАРТИНЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА А.С. ПУШКИНА, М. Ю. ЛЕРМОНТОВА, Н. В. ГОГОЛЯ, И.А. ГОНЧАРОВА 25
2.1. Образ слуги в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова .25
2.2. Развитие образа слуги в произведениях Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова 39
2.3. Изучение художественного образа в средней и старшей школе: мастерская учителя-словесника 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники (художественные тексты)
1. Гоголь Н. В. Ревизор. – СбП.: Лениздат, 2013. – 222 с.
2. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: Просвещение, 1982. – 236 с.
3. Гончаров И. А. Собрание сочинений : в 8 Т. – М. : Гос. издательство художественной литературы, 1955. – 750 с.
4. Лермонтов М. Ю. Вадим. – М. : Польза , 1911. – 134 с.
5. Пушкин А. С. Дубровский. – М.: АСТ, 2021. – 110 с.
6. Пушкин А. С. Капитанская дочка. – М.: АСТ, 2022. – 140 с.
7. Пушкин А.С. Повести Белкина. – М. : АСТ, 2022. – 87 с.
II. Научно-критическая литература
8. Агранович С.З. Двойничество. – М. : РГБ , 2002.– 129 с.
9. Аксаков СТ. История моего знакомства с Гоголем // Русский архив. 1890.– №8. – С . 2-206.
10. Багдасарова А. А. Сюжет о Дон Жуане в испанской драме XVII – первой половиных XX вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук.: 10.01.01. – Ростов-на-Дону, 2012. – 24 с.
11. Бальбуров Э.А. Фабула, сюжет, нарратив как художественная рефлек- сия событий // Критика и семиотика. 2002.– Вып. 5.– С. 71-78.
12. Бахтин М.М. Эпос и роман .– СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.
13. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
14. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтеве. – Вильна : 1911. – 165 с.
15. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. – М.: Польза, 1914. – 394 с.
16. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Academa, 2002. – 397 с.
17. Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе ХХ века: типология – лингвопоэтика – перевод: автореф. дис. … доктора филол.наук.: 10.02.04, 10.02.20. – Самара, 2010. – 42 с.
18. Булгаков Н. «Душа слышит свет...»: Реализм позднего Гоголя // Лит. учеба. 1995. – № 2,3. – С.173-202.
19. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002. – 663 с.
20. Варламов А. Заметки о прозе Пушкина и Гоголя // Октябрь. 2004.– №4.– С. 165-171.
21. Виноградов И.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: проблемы интерпретации и текстологии: автореф. дис. ...доктора филол. наук.: 10.01.01. – М., 2003. – 46 с.
22. Волков И. Ф. Теория литературы
Тридцатые годы XIX в. принято считать расцветом прозаического творчества А.С. Пушкина. В эти годы он пишет «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанскую дочку» и др. В каждом из перечисленных произведений мы встречаем образ слуги. А. С. Пушкин был основоположником русского реализма и свои произведения он писал максимально приближенными к реальности. Поэтому в них мы так часто встречаем образ слуги, ведь когда жил и творил писатель в России еще процветало крепостничество, а это значит и помещики имели большое количество слуг. По этой причине А. С. Пушкин и вводит образы слуг. Но образы слуг в его творчестве выступают не просто как атрибут жизни помещика, а как самостоятельные образы, имеющие свои функции.
«Повести Белкина» первое законченное прозаическое произведение А.С. Пушкина, вышедшее в 1830 году. Оно состоит из пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотрител