Изучение специфики подготовки тренеров в художественной гимнастике и выявлении актуальных проблем
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Художественная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта. В настоящее время существует объективная необходимость совершенствования методической подготовки тренерского состава, учитывающей специфику и особенности художественной гимнастики без эффективной системы руководства подготовкой спортсменок. Тренер должен учитывать все нюансы подготовки и строить программу с учетом значимых функций, необходимы для обеспечения спортивного результата.
Главным инструментом процесса подготовки гимнасток, являются средства развития важных функциональных механизмов, таких как гибкость, координация, прыгучесть, моторная функция а также реализовывать методы контроля на всех этапах подготовки.
В единое научное направление проблема подготовки тренерских кадров в спорте начала оформляться в 60-е годы. В различные периоды был создан базовый методический комплекс такими отечественными специалистами как М.С. Бриль, А.А. Гужаловский, В.А. Запорожано
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНИРОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 5
1.1 Художественная гимнастика и технология ее совершенствования 5
1.2 Особенности подготовки тренеров по художественной гимнастики как вида спорта 11
1..3 Специфика программы подготовки тренеров по художественной гимнастике 13
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ КАК ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ АНО СК «АЛЕКСАНДРИЯ» 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Анализ результатов программы подготовки тренеров по художественной гимнастике 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ АНО СК «АЛЕКСАНДРИЯ» 46
3.1. Педагогический поиск в контексте формирования деятельности тренера по художественной гимнастике 46
3.2. Разработка программы подготовки тренеров по художественной гимнастике 48
3.3. Результаты исследования 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андреева В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике // Ученые записки. 2010. № 2 (60). С. 19 – 23.
2 Борисова И.В., Сердцева А.А., Кашкова М.П. Организационно-методические приемы для развития скоростно-силовых качеств на занятиях по художественной гимнастике в физическом воспитании студенток педагогического вуза // Современный ученый. 2023. № 3. С. 215 – 218.
3 Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.04 / Санкт.- Петербургская гос. акад. физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 120 с.
4 Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ирина Александровна Винер-Усманова; Нац. гос. ун-та физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф.
5 Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования. – М.: Спорт, 2015. – 120 с.
6 Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. Дис. ... д-ра пед. наук. – Санкт Петербург, 2002.
7 Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болодурина Э.А., Банников М.И. Интегративный подход в учебно процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857
8 Гуэнзи П., Рута Д. Управление командой в спорте. Инструменты и методы успешного руководства. М. : Национальное образование, 2016. 416 с.
9 Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. / О.П. Елисеев. – Санкт-Петербург : Владос, 2003. – 202 с.
10 Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2009.С.46
11 Кубланов А.М. Педагогические условия формирования профессионально-личностных качеств преподавателя физической культуры вуза в процессе повышения квалификации. Дисс. … канд. пед. наук. М., 2019. – 183 с.
12 Кузина Н.И., Бырина О.Б., Балашова Е.Ю., Борисова И.В. Оздоровительно-развивающая и профилактическая направленность занятий по художественной гимнастике в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211). С. 231 – 234.
13 Куликова Л.М. Модернизация содержания и организации педагогической практики в физкультурном вузе. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. – 295 с.
14 Лесгафта. - СПб., 2013. - 48 с.
15 Лобастова М. В., Енченко И. В. Развитие художественной гимнастики для взрослых в Санкт-Петербурге//Спорт, человек, здоровье: материалы X Международного Конгресса (08
На занятиях художественной гимнастики гибкость развивается как общие упражнения, так и занятия хореографии, где гибкость, координация движений, укрепление опорно-двигательного аппарата, способные развить специальную выносливость.
Так, на основе своей деятельности будущий тренер должен уметь подбирать оптимальную методику своих занятий: информирование воспитанников о влиянии физических упражнений на основные системы организма; формирование у воспитанников потребности в занятиях физическими упражнениями и выполнении утренней гимнастики; культивирование мотивации к достижению спортивного результата; внесение коррективов в тренировочный