Использование оздоровительной гимнастики для формирования осанки у детей в возрасте 9-11 лет
Введение
Актуальность. Осанка играет важную роль в жизни человека, являясь необходимой для нормального функционирования жизнеобеспечивающих систем организма и способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата. Следует понимать, что в физическом воспитании детей в дошкольном и младшем школьном возрасте одной из основных задач является формирование правильной осанки. Стоит отметить, что физическое воспитание в образовательных учреждениях имеет ряд проблем, и одной из них является профилактика нарушений осанки.
Осанка является комплексным показателем здоровья ученика начальной школы, и любые незначительные нарушения могут привести к серьезным последствиям.
Осанка может быть обусловлена наследственностью, но у детей на ее формирование в большей степени влияют факторы окружающей среды. К таким факторам относятся: негативное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например, длительное пребывание ребенка
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 9-11 ЛЕТ 5
1.1. Теоретико-методические особенности формирования осанки у детей в возрасте 9-11 лет 5
1.2. Роль оздоровительной гимнастики в формировании осанки младших школьников 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 22
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 9-11 ЛЕТ 24
3.1. Основные компоненты программы оздоровительной гимнастики для формирования осанки у детей в возрасте 9-11 лет 24
3.2. Оценка эффективности разработанной программы 28
3.3. Разработка рекомендаций 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – с. 97-102.
Алиев М. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание. - №2. - 2013. - С.28-34.
Алхасов Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д.С. Алхасов. – М.: МГОУ, 2013. – 178 с
Ананьев, В.А. Реализация концептуальной модели мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников / В.А. Ананьев, Н.К. Малиновская., Е.А. Горская // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: Матер. рос. научно-практ. конф. Екатеринбург, 14 апреля 2004 г. - Екатеринбург, 2004. - С. 40-43.
Андреева, А.М. Кластерная структура психомоторной и координационной сфер детей младшего школьного возраста / А.М. Андреева, Е.Б. Акимов // Физиология человека. - 2011. -Т.37. - №4. - С. 44-54.
Антонова О. А. Возрастная физиология и анатомия – М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.
Бурухин, С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Бурухин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 240 с.
Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 381 с.
Горбунова Т.А. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Инновационная наука, 2016. – №7. - с. 17-19.
Гришин, Т.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах / Т.В. Гришин, С.В. Никитин. – Москва, 2000 – № 3 – С. 38-42.
Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. –№4. - с. 269.
Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Медицина: тео
Упражнения перед школой помогают дисциплинировать учащихся, помогают организованно начать день, а бодрость после гимнастики повышает работоспособность.
Оздоровительная гимнастика имеет несколько направлений: лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, или физкультурный перерыв, водная гимнастика, ритмическая гимнастика.
Средствами оздоровительной гимнастики являются строго дозированные физические упражнения, применяемые на фоне природных факторов. Дозированные физические упражнения делятся на три основные группы: гимнастические, прикладные и игровые.
В последнее время появился ряд новых, нетрадиционных в массовом оздоровительном движении видов двигательной активности: Стретчинг, калланетика, шейпинг-система, восточные оздоровительные системы.
Содержание занятий должно быть направлено на создание условий для продолжения формирования двигательных навыков и повышения их качества, а также на коррекцию возможных проблем опорно-двигатель