Языковая образность в поэзии Булата Окуджавы

Скачать дипломную работу на тему: Языковая образность в поэзии Булата Окуджавы. В которой определены принципы обучения для реализации обучающего потенциала поэзии Б. Окуджавы на уроках русского языка. Изучены понятия «поэтический текст» и «поэтическая картина мира».
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.05.2025
Объем файла
346 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что анализ проблемы функционально-смыслового своеобразия или ярко выраженной особенности содержания в русском поэтическом дискурсе требует сегодня проведения дополнительных исследований в определении тех средств, за счёт которых создаётся специфика поэтического текста, влияющего на формирование поэтических смыслов и значений. Данная проблема исследовалась в научных работах Э.М. Шнейдерман, Е.Б. Рябых, 3.Д. Поповой, Л.С. Бархударова, В.Н. Комиссарова, Ю.М. Лотмана, Л.Л. Нелюбина, А.А. Потебни, А. Чужакина.Следует подчеркнуть, что лингвистика поэтического текста – это исключительное по сути и текстовой природе явление. Особую значимость имеет и то, что поэтический текст, как никакой другой тип текста, тяготеет к языковой материи. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Поэтический текст как объект лингвистики
2. Языковая образность художественного текста
3. Художественные особенности лирики Б. Окуджавы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Глава 2. Языковая образность в поэзии Б. Окуджавы
1. Метафора в поэзии Б. Окуджавы
2. Лексико-семантическое поле цвета в лирике Б. Окуджавы
3. Использование сравнений в стихотворениях Б. Окуджавы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Глава 3. Изучение языковой образности в поэтическом тексте (на примере стихотворений Б. Окуджавы)
1 Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы как средство реализации современных целей образования
2. Художественный текст на уроках русского языка как способ изучения языковой образности
3. Обучение основным видам речевой деятельности (на материалах стихотворений Б. Окуджавы) на основе системно-деятельностного подхода
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

список:
Научные и учебные издания
Бабенко Л.Г. Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика [Текст] / Л.Г. Бабенко – М., 2016. – С. 58.
Бабенко Л.Г. Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. [Текст] / Л.Г. Бабенко – М., 2018. – С. 326
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. [Текст] / Р. Барт – М., 2019. – С. 240.
Беспалова Н.В. Особенности перевода поэтического текста с русского на английский язык [Текст] / Н.В. Беспалова // Перевод в меняющемся мире: материалы Международной научно-практической конференции (Саранск, 19-20 марта 2015 г.). М.: Издательский центр «Азбуковник», 2018. – С. 20-25.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. [Текст] / Н.Н. Болдырев – Тамбов, 2020 – 178 с.
Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка [Текст] / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке. М., 2019. – С. 25-77.
Болдырев Н.Н. Проблемы исследования языкового знания: Концептуальный анализ языка: современные направления исследований. [Текст] / Н.Н. Болдырев – М.-Калуга, 2017. – С. 95-108.
Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания [Текст] / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 2. – С. 5-22.
Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. [Текст] / Н.С. Болотнова – Томск. – 218 с.
Борисова С.А. Пространство текста и его конституенты // Язык. Культура. Коммуникация [Текст] / отв. ред. С. А. Борисова. Ульяновск, 2017. – С. 4-11.
Бутакова Л. О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование [Текст]/ Л.О. Бутакова. – М-во образования РФ. Алт. гос. ун-т. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. – 281 с.
Валгина Н.С. Теория текста. [Текст] / Н.С. Валгина – М., 2018. – 247 с.

В литературоведческой традиции вплоть до конца ХХ века поэзия традиционно включалась в литературу как таковую, считаясь ее частью.Но в последнее время стали появляться предположения о том, что поэтические тексты существуют обособленно от литературного процесса как такового. Интересной представляется, например, точка зрения Ю.В. Казарина, который в своей монографии «Поэзия и литература» делает очень смелое заявление касательно границы между литературой и поэзией: «Литература и поэзия – понятия разграниченные, и часто даже поэзия не включается в литературу. Литература – это прежде всего линейное письмо (горизонталь). Поэзия – нелинейное мышление и письмо (вертикаль). Литература состоит из жанров. Поэзия – вне жанра» [25, с.45].Таким образом, становится необходимым пояснить отличие текста поэтического от текста общелитературного. Так, художественный текст, по определению Л.Г. Бабенко, – «словесное художественное произведение, представляющее реализацию концепции автора, созданную его творческим воображением индивидуальную картину мира, воплощенную в ткани художественного текста при помощи целенаправленно отобранных в соответствии с замыслом языковых средств (в свою очередь также интерпретирующих действительность), и адресованное читателю, который интерпретирует его в соответствии с собственной социально-культурной компетенцией» [1, с. 15].