Использование различных стилей юмора и выраженности тех или иных копинг-стратегий и психологических защит
ВВЕДЕНИЕ
В наше время глобализации, активного развития социума, а также всевозможным непредвиденных перемен, возрастает нагрузка на психику, все большее количество людей страдает от нервного истощения, постоянных стрессов и неврозов. Тем самым. жизнь ставит перед каждым человеком новые задачи, заставляя искать также и новые ресурсы, способы борьбы с данными актуальными проблемами и вызовами.Не смотря на это, есть часть людей, которые имеют достаточно ресурсов и успешных стратегий, по сравнению с другими, для преодоления трудностей. Данная категория лучше приспосабливается к переменам, новым вызовам, способны на создание и поддержание межличностных отношений нового уровня, что в свою очередь способствует наиболее продуктивной социальной жизни и успеха во всех сферах. Данный факт объясняет актуальность поиска и исследования новых способов совладания со стрессовыми ситуациями. Таким способом может выступать один из феноменов психологии, а именно «чувство юмора».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ДОМИНИРУЮЩИХ СТИЛЕЙ ЮМОРА
1.Юмор как психологический феномен
2. Концепция копинга: определение, функция и виды
4. Юмор в структуре психологических защит и копинг-стратегий
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ДОМИНИРУЮЩИХ СТИЛЕЙ ЮМОРА
1. Методы исследования
2. Процедура исследования
3. Описание выборки
4. Результаты исследования
4.1. Использование респондентами юмора как способа совладания со стрессом
4.2. Различия в использовании разных стилей юмора, стратегий совладающего поведения и психологических защит по полу и возрасту
4.2.1. Сравнительный анализ использования копинг-стратегий, психологических защит и стилей юмора у мужчин и женщин
4.2.2.Сравнительный анализ использования разных стилей юмора, стратегий совладающего поведения и психологических защит по возрасту
4.3. Взаимосвязь выраженности разных стилей юмора с использованием стратегий совладающего поведения и психологических защит у женщин и мужчин
4.3.1. Взаимосвязь выраженности разных стилей юмора с использованием стратегий совладающего поведения и психологических защит у женщин
4.3.2. Взаимосвязь выраженности разных стилей юмора с использованием стратегий совладающего поведения и психологических защит у мужчин
5. Анализ результатов
6. Выводы по 2 главе
Заключение
Не найдено
Определения «юмор» и «чувство юмора» имеют мало разграниченией в науке [2]. Таким образом, можно принимать следующие допущения: если мы говорим о юморе в рамках взаимодействия в социуме и межличностных отношениях, термин «юмор» и «чувство юмора» личности рассматриваются как тождественные [3]. Если же юмор рассматривается как продукт конкретной культуры и конкретной этнической группы, то чувство юмора нужно рассматривать в контексте умения шутить и понимать смешное [3]. Если проследить исторический аспект, то понятие «юмор» возникло на порядок раньше термина «чувство юмора». Первые упоминания «юмора» можно увидеть в трудах древних греческих философов (IV и II века до нашей эры) [4].Если же рассматривать категорию «чувство юмора», то первые упоминания можно увидеть в науке только в середине ХIX столетия, но с того времени понятие прочно вошло в обиход [2].Но главным образом именно с обсуждения психоаналитической теории З. Фрейда начинается анализ феномена «юмор». Как известно, данная теория является наиболее масштабной и известной в психологической науке. [4]. Основоположник З. Фрейд и его ученики внесли огромный вклад в изучение и рассмотрение проблемы юмора и смешного. Фрейд уделил достаточно много внимания изучению природы комичного, сделал попытки оценить остроумие и юмор с психологической стороны в своем труде «Остроумие и его отношение к бессознательному», он писал: «…юмор является средством получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты. Удовольствие от остроты вытекает для нас из экономии затраты энергии на упразднение задержки, удовольствие от комизма - из экономии затраты энергии на работу представления, а удовольствие от юмора - из экономии аффективной затраты энергии» [5 с.. 13].