Влияние эмоционального взаимодействия с матерью на психическое развитие ребенка-дошкольника

Скачать дипломную работу на тему: "Влияние эмоционального взаимодействия с матерью на психическое развитие ребенка-дошкольника". В которой проведен сбор данных посредством проведения опроса среди родителей детей, находящихся в возрасте от 5 до 6 лет, о характере эмоционального взаимо-действия с матерью. Проведен анализ полученных данных для выявления основных факторов, влияющих на психическое развитие ребенка.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.05.2025
Объем файла
228 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВΕДΕНИΕ
Актуальность темы психического развития ребенка-дошкольника и влияния эмоционального взаимодействия с матерью неоспорима. В настоя-щее время принципы психологического развития детей стали более изучен-ными, что помогает родителям и педагогам правильно проводить воспита-тельные и образовательные мероприятия. Одним из ключевых элементов успешного развития ребенка является эмоциональное взаимодействие с ма-терью во время дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют работы известных психологов, таких как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и других. Основополагающей теорией в данной работе является теория развития Л.С. Выготского, которая основывается на идее взаимодействия между ребенком и взрослым, приводящего к формированию новых знаний и опыта.
Методологическую основу данной работы составляют методы анализа и синтеза, опроса родителей:
1. Методика «Нарисуй семью» (Л. Корман) в модификации Р. Бэнса, С. Кауфмана позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная неустойчивость, эмоциональ-ная не благополучность.
2. Методика-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

 

Оглавление

ВВΕДΕНИΕ 5

ГЛАВА 1. ТΕОРΕТИЧΕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДΕЙСТВИЯ С МАТΕРЬЮ НА ПСИХИЧΕСКОΕ РАЗВИТИΕ РΕБΕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 7

1.1 Психологическая и эмоциональная характеристика детей дошкольного возраста 7

1.2 Роль эмоционального взаимодействия с матерью на развитие психики ребенка-дошкольника 17

1.3 Основные условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка 25

Вывод по первой главе 32

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧΕСКОΕ ИССЛΕДОВАНИΕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДΕЙСТВИЯ С МАТΕРЬЮ НА ПСИХИЧΕСКОΕ РАЗВИТИΕ РΕБΕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 33

2.1 Организация и методы исследования 33

2.2 Анализ результатов диагностического исследования влияния эмоционального взаимодействия с матерью на психическое развитие ребенка-дошкольника 40

2.3 Описание результатов эмпирического исследования 51

Вывод по второй главе 53

ЗАКЛЮЧΕНИΕ 54

СПИСОК ЛИТΕРАТУРЫ 56

СПИСОК ЛИТΕРАТУРЫ

1. Аверина В.А. Психология личности: учебное пособие. - СПБ.: 1999. - 89 с.

2. Белогай, К. Н. Эмпирическое исследование структуры родитель-ского отношения / К. Н. Белогай, И. С. Морозова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – C. 12 – 23.

3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы диагностики. - 2008. - №4.

4. Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения / А.Я. Варга, В.В. Столин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988.

5. Винокурова А.В. Трансформация института семьи: функцио-нальный подход // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2006. - №142. - С.28-37.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Перспектива, 2018. – 224 с

7. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М.: Говоря-щая книга, 2012. - т.4.

8. Галасюк, И.Н. Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимодействия: векторы развития психологического инструментария / И.Н. Галасюк и др. // Актуальные проблемы психологиче-ского знания. – 2018. – № 3 (48). – С. 5–23.

9. Галасюк, И.Н. Модификация Опросника родительского отноше-ния (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей ребенка c нару-шениями в развитии / И.Н. Галасюк, О.В. Митина // Клиническая и специ-альная психология. – 2017a. – Т. 6. – № 2. – С. 109–129. [Электронный ре-сурс] doi:10.17759/cpse.2017060209.

10. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. – 164 с.

11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств ребенка // Эмо-циоанльное развитие ребенка / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.:Просвещение, 1986.- С.12-68.

12. Захарова Ε.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998. - №1

13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб.: Союз, 1995

14. Зобков В.А. Семья как акмеологическое условие социализации личности развивающегося человека // Вестник Владимирского государственного университета. Педагогические и психологические науки. 2017. Т. 49. № 30. С. 104–111. URL: http://www.sci.vlsu.ru/main/izd

Этот процесс представляет собой взаимодействие, в ходе которого оба партнера обмениваются словесными и невербальными сообщениями, уважительно относятся друг к другу и имеют возможность выразить свои эмоции и чувства. Общение должно быть инициативным и равноправным, где каждый из партнеров выступает как субъект, личность, учитывая воздействие другого. Именно такое взаимодействие позволяет ребенку развивать свои социальные и эмоциональные компетенции, а также укрепляет взаимоотношения с матерью [20].
С.Ю. Мещерякова выделяет ряд причин дефицита общения матери и ребенка:
- сокращение количества общения, вызванного отказом ребенка от укачивания перед сном, игнорирования плача ребенка и других форм общения;
- недостаточное внимание к потребностям младенца, несмотря на сигналы, которые он отправляет с помощью плача, может отрицательно сказаться на формировании уверенности ребенка в родительск