Влияние эмоционального взаимодействия с матерью на психическое развитие ребенка-дошкольника
ВВΕДΕНИΕ
Актуальность темы психического развития ребенка-дошкольника и влияния эмоционального взаимодействия с матерью неоспорима. В настоя-щее время принципы психологического развития детей стали более изучен-ными, что помогает родителям и педагогам правильно проводить воспита-тельные и образовательные мероприятия. Одним из ключевых элементов успешного развития ребенка является эмоциональное взаимодействие с ма-терью во время дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют работы известных психологов, таких как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и других. Основополагающей теорией в данной работе является теория развития Л.С. Выготского, которая основывается на идее взаимодействия между ребенком и взрослым, приводящего к формированию новых знаний и опыта.
Методологическую основу данной работы составляют методы анализа и синтеза, опроса родителей:
1. Методика «Нарисуй семью» (Л. Корман) в модификации Р. Бэнса, С. Кауфмана позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная неустойчивость, эмоциональ-ная не благополучность.
2. Методика-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Оглавление
ВВΕДΕНИΕ 5
ГЛАВА 1. ТΕОРΕТИЧΕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДΕЙСТВИЯ С МАТΕРЬЮ НА ПСИХИЧΕСКОΕ РАЗВИТИΕ РΕБΕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 7
1.1 Психологическая и эмоциональная характеристика детей дошкольного возраста 7
1.2 Роль эмоционального взаимодействия с матерью на развитие психики ребенка-дошкольника 17
1.3 Основные условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка 25
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧΕСКОΕ ИССЛΕДОВАНИΕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДΕЙСТВИЯ С МАТΕРЬЮ НА ПСИХИЧΕСКОΕ РАЗВИТИΕ РΕБΕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов диагностического исследования влияния эмоционального взаимодействия с матерью на психическое развитие ребенка-дошкольника 40
2.3 Описание результатов эмпирического исследования 51
Вывод по второй главе 53
ЗАКЛЮЧΕНИΕ 54
СПИСОК ЛИТΕРАТУРЫ 56
СПИСОК ЛИТΕРАТУРЫ
1. Аверина В.А. Психология личности: учебное пособие. - СПБ.: 1999. - 89 с.
2. Белогай, К. Н. Эмпирическое исследование структуры родитель-ского отношения / К. Н. Белогай, И. С. Морозова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – C. 12 – 23.
3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы диагностики. - 2008. - №4.
4. Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения / А.Я. Варга, В.В. Столин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988.
5. Винокурова А.В. Трансформация института семьи: функцио-нальный подход // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2006. - №142. - С.28-37.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Перспектива, 2018. – 224 с
7. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М.: Говоря-щая книга, 2012. - т.4.
8. Галасюк, И.Н. Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимодействия: векторы развития психологического инструментария / И.Н. Галасюк и др. // Актуальные проблемы психологиче-ского знания. – 2018. – № 3 (48). – С. 5–23.
9. Галасюк, И.Н. Модификация Опросника родительского отноше-ния (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей ребенка c нару-шениями в развитии / И.Н. Галасюк, О.В. Митина // Клиническая и специ-альная психология. – 2017a. – Т. 6. – № 2. – С. 109–129. [Электронный ре-сурс] doi:10.17759/cpse.2017060209.
10. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. – 164 с.
11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств ребенка // Эмо-циоанльное развитие ребенка / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.:Просвещение, 1986.- С.12-68.
12. Захарова Ε.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998. - №1
13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб.: Союз, 1995
14. Зобков В.А. Семья как акмеологическое условие социализации личности развивающегося человека // Вестник Владимирского государственного университета. Педагогические и психологические науки. 2017. Т. 49. № 30. С. 104–111. URL: http://www.sci.vlsu.ru/main/izd
Этот процесс представляет собой взаимодействие, в ходе которого оба партнера обмениваются словесными и невербальными сообщениями, уважительно относятся друг к другу и имеют возможность выразить свои эмоции и чувства. Общение должно быть инициативным и равноправным, где каждый из партнеров выступает как субъект, личность, учитывая воздействие другого. Именно такое взаимодействие позволяет ребенку развивать свои социальные и эмоциональные компетенции, а также укрепляет взаимоотношения с матерью [20].
С.Ю. Мещерякова выделяет ряд причин дефицита общения матери и ребенка:
- сокращение количества общения, вызванного отказом ребенка от укачивания перед сном, игнорирования плача ребенка и других форм общения;
- недостаточное внимание к потребностям младенца, несмотря на сигналы, которые он отправляет с помощью плача, может отрицательно сказаться на формировании уверенности ребенка в родительск