Совершенствование системы социальной защиты малоимущих жителей района (на примере Администрации Красноперекопского района Республики Крым)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система социальной защиты населения является одним из важнейших компонентов прогрессивного и стабильного развития общества. Вместе с тем, очевидно, что в настоящее время система социальной защиты в РФ испытывает серьезные трудности, которые негативно отражаются на уровне социальной защищенности населения. В частности, они обусловлены недостаточным финансированием сферы социальной защиты, ограниченностью сети учреждений социального обслуживания, несовершенством российского и регионального законодательства, в том числе в части распределения полномочий между субъектами управления, сложностью процесса модернизации системы местного самоуправления. Система управления социальной защитой населения нуждается в существенной трансформации, предполагающей переход от ?пожарного? метода решения социальных проблем к стратегическому планированию.
Все большее значение приобретает изучение региональной специфики. Социально-экономическое развитие территории,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………….7
1.1 Специфика организации социальной защиты населения в РФ………………7
1.2 Малоимущие граждане как объект социальной защиты………………….14
1.3 Зарубежный опыт социальной защиты населения………………………...21
2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ……………………………………………………………..32
2.1 Характеристика системы социальной защиты малоимущих жителей района.........................................................................................................................32
2.2 Меры социальной защиты малоимущих жителей района...........................39
2.3 Реализация и оценка эффективности социальной защиты малоимущих жителей района……………………………………………………………………..47
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ…………………………………………………56
3.1 Социально-правовые аспекты укрепления и развития системы социальной защиты малоимущих жителей района………………………………56
3.2 Совершенствование работы органов местного самоуправления по организации социальной защиты малоимущих жителей района……………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) (ред. от 04.07.2020) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 1995. – 05 апреля.
3. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11.12.1969 Резолюцией 2542 (XXIV) на 1829-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был. Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
4. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Бюллетень международных договоров. - 2020. - № 9.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. - № 17. - Ст. 291.
6. Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода» (Вместе с «Руководящими принципами») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 591 - 612.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 25.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования мер социальной поддержки, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (ч. 1).- Ст. 8.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 19.
11. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 35. - Ст. 3607.
12. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
13. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 14. - Ст. 1257.
14. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3699.
15. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 43. - Ст. 4904.
16. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. - Ст. 4563.
17. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. - Ст. 1929.
18. Постановл
Определение размера государственной социальной помощи отнесено к полномочиям субъектов РФ (ст. 11 Федерального закона «О государственной социальной помощи»). При этом механизмы, используемые субъектами для определения размера государственной социальной помощи можно разделить на несколько видов: 1) разница между величиной прожиточного минимума и доходом получателя; 2) разница между величиной прожиточного минимума и доходом получателя при определенных условиях; 3) твердая денежная сумма в зависимости от категории лица или определенных обстоятельств.
При таком подходе законодателя доведение доходов до уровня прожиточного минимума не гарантируется, поскольку субъекты применяют совершенно разные механизмы определения размера и зачастую их величина достаточна низкая. Стоит согласиться с Ф.О. Сулеймановой, что в этой части Федеральный закон «О государственной социальной помощи» противоречит положением основных международных актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 25), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 7 и 10), а также Европейской социальной хартии (ст. 13). Ведь в первоначальной редакции ст. 11 данного закона устанавливала обязанность законодательством субъектов РФ определять размер государственной социальной помощи в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина [64, с. 107]. Только в таком варианте данная норма может полностью соответствовать целям и понятию государственной социальной помощи.
б) Государственная социальная помощь на основании социального контракта. Цель оказания данного вида социальной помощи - стимулирование граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. На региональном уровне принимаются