Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий

Объёмная дипломная работа, с большим количеством страниц приложений, в которой подобран диагностический материал и оценён уровень познавательной активности старших дошкольников, разработан комплекс виртуальных экскурсий различной тематики и оценена эффективность предложенного комплекса виртуальных экскурсий.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
1173 Кб
Количество страниц
101
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности.

В педагогической практике проблемой формирования познавательной активности занимались Д.Б. Годовикова, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддъякова и др. Каждый автор по-своему подходит и определению структуры познавательной активности. Но, более свойственно для дошкольника определение Н.Н. Поддъякова которая отмечает, что познавательная активность выступает показателем определения черты личности ребенка, проявляющуюся в отношении к познавательной деятельности, предполагающую стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение социального опыта, накопленных человечеством способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……8
1.1. Понятие познавательной активности старших дошкольников……..8
1.2. Особенности формирования познавательной активности старших дошкольников……………………………………………………………………18
1.3. Методика использования виртуальных экскурсий в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста………..28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ…45
2.1. Диагностирование сформированности познавательной активности старших дошкольников…………………………………………………………45
2.2. Разработка комплекса виртуальных экскурсий, направленных на формирование познавательной активности……………………………………53
2.3. Оценка эффективности экспериментального исследования………57
Заключение………………………………………………………………..66
Список использованных источников………………………………….70
Приложения

Список использованных источников 

1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года). - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617. – Текст: электронный.

2. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.– Текст: электронный.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».  - Текст: электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/

4. Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000 года N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения". - Текст: электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901764917.

5. Адиганова А.А. Использование виртуальной экскурсии в ознакомлении старших дошкольников с республикой Марий Эл. Студенческая наука и XXI век. 2017. № 14. С. 225-227. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30542854

6. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОО / Т. А. Ажищева // Центр образовательного и научного консалтинга. - Текст: электронный. - URL: http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva.

1. Азанова Л.М. Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений // В сборнике: Инновационные образовательные практики: детский сад, школа, вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. УлГПУ. - Ульяновск, 2020. - С. 14-16. – Текст: непосредственный.

7. Алексеева Е.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с дошкольниками / Е.В. Алексеева, Р.Ф. Харисова // Дошкольное детство: Индикаторы развития. - Йошкар-Ола, 2021. - С. 49-52. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45699409

8. Атеева Ю.А. Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательной активности детей дошкольного и школьного возраста / Ю.А.Атеева, О.А.Кузнецова, Т.Г. Атеева // Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого в современность. Материалы I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. - 2018. - С. 152-153. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37048411

9. Бабешко Т.Г. Современный детский сад: конспекты НОД, сценарии праздников / Т.Г. Бабешко, А.И. Белоус и др. Под ред. А.А. Ильясовой, Е.А. Омельченко. — Новосибирск: Сибпринт, 2017. – 102 с. – Текст: непосредственный.

10. Балюк А. Д. Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / А. Д. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. – Текст: непосредственный.

11. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2017.

12. Бостан М.Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников // Вестник науки и образования. - 2017. - №12 (36). - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-sredstvo-sotsializatsii-starshih-doshkolnikov.

13. Вербенец А.М. Экскурсия как форма приобщения старших дошкольников к архитектуре // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 7. - С. 48-63. – Текст: непосредственный.

14. Вергасова Е.В. Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе выполнения занимательных заданий // В сборнике: Научные исследования и разработки молодых ученых. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2017. - С. 37-41. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28782339_92645699.pdf

15. Виноградова Н.А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2017. – 208 с. – Текст: непосредственный.

16. Волошена Е.А., Истратова О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. - 2018. - №9 (37). - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.

17. Гилева А.В., Лазарева М.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными памятниками Красновишерского района с использованием виртуальной образовательной экскурсии / А.В. Гилева, М.В. Лазарева // Аллея науки. - 2018. - Т.3. - № 4 (20). - С. 879-882. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35011517 _81206185.pdf

18. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2020. - 384 с. – Текст: непосредственный.

19. Горбаренко И.В. Виртуальная экскурсия как форма организации коррекционно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 49-52. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32853035

20. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении? // Информатика и образование. - 2017. - № 3. - С. 99-103. – Текст: непосредственный.

21. Грибова Е.П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 9. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44247849

22. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 352 с. – Текст: непосредственный.

23. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А.Добрина. – 3-е изд., стер. – М: Флинта, 2017. – 288 с. – Текст: непосредственный.

24. Долженко К.Р. Виртуальные экскурсии в детском саду. Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2021. - № 4. - С. 86-92. – Текст: непосредственный.

25. Дошкольная педагогика: электронный учебно-методический комплекс / сост. Р. А. Беляева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф., зв. данные. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - Текст: электронный. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/55245/web.php

26. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с. – Текст: непосредственный.

27. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. - 22 с. – Текст: непосредственный.

28. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. - Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с. – Текст: непосредственный.

29. Киреева М.М. Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью робототехники / М.М. Киреева, Е.А. Миронова, О.Н. Миновать // Методологические и организационные подходы в психологии и педагогике. сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2020. - С. 68-70. – Текст: непосредственный.

30. Кисамеденова Х.Г. Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2017. - Т.2. - №3. - С.50-52. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28919999_88330819.pdf

31. Ковалькова Т.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2017. - №1. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya. 

32. Ковалева О.С. Развитие познавательной активности дошкольников посредством технологии моделирования / О.С. Ковалева, Л.Н. Мальченко // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 60-63. – Текст: непосредственный.

33. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2020. - 416 с. – Текст: непосредственный.

34. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с. – Текст: непосредственный.

35. Кондратенко С.Н. Виртуальная экскурсия как средство развития познавательных интересов старших дошкольников / С.Н. Кондратенко, Е.С. Недоступова, Н.А. Костякова, О.Н. Капустина // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2020. - С. 52-55. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45769014

36. Коннова Л. А. Виртуальная экскурсия как современная форма работы с дошкольниками // Современный урок. - Текст: электронный. - URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16467

37. Кораблина А.В. Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе. Виртуальная экскурсия как средство ознакомления детей с родным городом // Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования: новые решения и возможности. - Москва-Берлин, 2020. - С. 70-72. – Текст: непосредственный.

38. Корецкая С.В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОО для создания единой информационной среды» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Текст: электронный. - URL: http://festival.1september.ru/articles/559339/

39. Красильникова Л.В., Смирнова С.А. Внедрение виртуальных экскурсий в практику дошкольной образовательной организации /  Л.В. Красильникова, С.А. Смирнова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород, 2021. - С. 202-205. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45608089.

40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Питер; СПб. - Текст: электронный. - URL: https://sch1248.mskobr.ru/users_files/ dskvp669new/files/lisina_m_i_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obwenii.pdf

41. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 2017. - № 8. - С. 21. – Текст: непосредственный.

42. Лукьянова О.Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом. Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 103. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39251272

43. Марченко, О.П. Создание виртуальной экскурсии в образовательном учреждении / О.П. Марченко. – Волгоград, 2010. – 10 с. – Текст: непосредственный.

44. Махмутова Л.Р. Виртуальные экскурсии как эффективная форма реализации содержания образовательного процесса в ДОО // реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск, 2019. - С. 36-39. – Текст: непосредственный.

45. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей.  - Текст: электронный. - URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/men-shikova_e._a._112_116 _5_83_2019.pdf

46. Методические рекомендации «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования». - Текст: электронный. - URL: https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/829495/mod_resource/intro/Методические%20рекомендации.pdf

47. Методическое пособие по созданию виртуальной экскурсии / сост. А.А. Калина, О.В. Каткова. – Н.Новгород: Мининский университет, 2020. – Текст: непосредственный.

48. Минаева Н.М. Особенности использования экскурсии, как одной из форм образовательной деятельности при ознакомлении детей с трудом взрослых // Приоритетные направления развития науки и образования. сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2020. - С. 133-135. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41826665_70538461.pdf

49. Насибуллина М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Издательство «Мозаика-Синтез». - 2017. №.3. - с. 182. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-v-kontekste-fgos.

50. Нефедова А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. - № 3, 2017. - C. 19-22. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/структура-познавательной-активности-детей-старшего-дошкольного-возраста-в-предшкольном-образовании

51. Никитина Н.А. Формирование познавательных интересов посредством виртуальных экскурсий. - Текст: электронный. - URL:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/28/formirovanie-poznavatelnyh-interesov-posredstvom

52. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Т. А. Ивченко, Т. А. Березина, Н. О. Никонова, Л. С. Римашевская; ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. — 304 с.

53. Пантелеева Н.Г. Виртуальные экскурсии как инновационная форма работы по ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром / Н.Г. Пантелеева, А.Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. - Москва, 2021. - С. 137-142. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46426398

54. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М. Изд-во «Образовательные проекты». – 2021. – 224 с. – Текст: непосредственный.

55. Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития. - Текст: электронный. - URL:  https://alldoshkol.ru/process/poznavatelnaya-aktivnost

56. Поклонская В.Д. Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе организации краеведческой деятельности педагогами ДОО / В.Д. Поклонская, А.А. Хитрикова // Образование, наука и инновации. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - 2017. - С.42-44. – Текст: непосредственный.

57. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОО (Методические рекомендации). М.: Педагогическое общество России, 2018. - 96 с. – Текст: непосредственный.

58. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Под ред. О. В. Дыбина. – М. Издательство Сфера. – 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.

59. Рощина Г.Ю. Консультация для педагогов «Интерактивные (виртуальные) экскурсии». Санкт-Петербург. -  2020. – 8 с. - Текст: электронный. - URL:  http://ds6mr.spb.ru/attachments/article/48/консультация% 20для%20педагогов%20Виртуальные%20экскурсии.pdf

60. Салова Л.В. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Сызрань. – 2017. 17 с. – Текст: непосредственный.

61. Саморукова, П.Г. Формирование представлений о достопримечательностях родного края у детей 5-6 лет посредством продуктивной деятельности / П.Г. Саморукова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: Новое время – Новые решения». – 2017. - №1. – С. 390-397. – Текст: непосредственный.

62. Силина, Е.Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений / Е.Н. Силина // Молодой ученый. - 2017. - №7.6. - С. 213-214. – Текст: непосредственный.

63. Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками - Текст: электронный.: электронное учебно-методическое пособие / сост. Л. С. Немчинова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск: НГПУ, 2017. - Текст: электронный. - URL:  https://lib.nspu.ru/views/library/63750/web.php

64. Сопова М.А. Виртуальные экскурсии музея игрушки как средство формирования празднично-игровой культуры старших дошкольников // Человек. Культура. Образование. - 2013. - № 1. - С. 15. – Текст: непосредственный.

65. Строгонова Ю. В. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников / Ю. В. Строгонова, Е. С. Плаван // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 181-182.  - Текст: электронный. - URL: https://moluch.ru/archive/149/41716/ (дата обращения: 28.09.2021). - Текст: электронный.

66. Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Устюжанина // Электронный журнал: Наука и перспективы. – 2017. - № 2. – С. 1-5. – Текст: непосредственный.

67. Федорова Т.Г. Формирование самостоятельности и творческой активности старших дошкольников посредством применения в познавательной деятельности социо-игровой технологии // В сборнике: Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2020. - С. 227-230. - Текст: электронный. - URL:  https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45769072_ 12310922.pdf

68. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - Издательство: Детство-Пресс, 2017 г. – 80 с. – Текст: непосредственный.

69. Чащихина И.В. Создание средствами ИТ виртуальных экскурсий и их использование в образовательной деятельности ДОО / И.В.Чащихина, В.Е. Евдокимова // Актуальные проблемы теории и методики обучения информатике, математике и экономике. Материалы молодежной всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет; ответственный редактор: И. Н. Слинкина. - 2016. - С. 275-279. – Текст: непосредственный.

70. Чудинова Л.И. Безопасное использование информационно-коммуникативных технологий в процессе проведения виртуальных краеведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста. // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. Ответственный за выпуск Л.А. Метлякова. - 2018. - С. 139-142. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37049505

71. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: избранные труды / Вст. ст. С.Г. Воровщикова. – М.: ЦО «Перспектива», 2019. – 272 с. – Текст: непосредственный.

72. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2020. - 392 с. – Текст: непосредственный.

73. Щербинина М.Ф. Виртуальная экскурсия, как форма познавательной деятельности дошкольников / М.Ф. Щербинина, М.С. Чуканова, В.М. Полкунова. - Текст: электронный. - URL: http://centr-cpk.minobr63.ru/news/virtualnaya-ehkskursiya-kak-forma-poznavatelnojj-deyatelnosti-doshkolnikov/

74. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников: учеб.-метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения / В.В. Щетинина. – Тольятти: ТГУ, 2020. – 108 с. – Текст: непосредственный.

75. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с. – Текст: непосредственный.

76. Юринская О.В. Использование виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2017. - №3 (3). - С. 24-25. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29863930

77. Юхимчук А.С., Колосова Н.Н. Формирование познавательной активности старших дошкольников / А.С. Юхимчук, Н.Н. Колосова // Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Сборник трудов V Научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. - 2019. - С. 355-358. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 42363226_93082406.pdf

78. Юхлова Л.А. Организация виртуальных экскурсий в ДОО. - Текст: электронный. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/16828-pedagogicheskaya-statyya-organizaciya-virtualynyh-ekskursiy-v-dou

79. Ярковская В.А. Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников / В.А. Ярковская, С.А. Середина, Ю.Н. Самофалова // Образовательная среда сегодня: теория и практика. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - Чебоксары, 2021. - С. 49-53. – Текст: непосредственный.

В процессе выполнения всех необходимых упражнений мы соблюдали ряд правил. Установление доброжелательного контакта между ребенком и взрослым - необходимое условие для получения достоверных результатов. Установить контакт можно разными способами, ориентированными на индивидуальные особенности ребенка и его отношение к экспериментатору. Можно дать ребенку привыкнуть к обстановке, предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Доброжелательное отношение, принятие ребенка, без требования соблюдать нормы поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т.п.)  создают фон, на котором могут наиболее полно проявиться особенности его личности.

При выполнении заданий ребенок вовлекался в общение. Сначала проводилась пробная игра, чтобы ребенок понял ее условия. Если возникало недопонимание, ребенку давались дополнительные разъяснения. Проводилась фиксация вопросов, предположений, рассуждений и ответов. Во время выполнения тестовых заданий мы не допускали комментарии и разбор ошибок детей.

Когнитивный критерий, выраженный в показателе осведомленности о себе и мире, определялся по методике «Времена года». (Немов Р. С.). (Приложение 1).  Протокол обследования детей приведен в Приложении 7.